Социализация личности в малой группе, согласно модели Д. Ливайна и Р. Морленда, охватывает несколько важных психологических процессов: оценивание, принятие обязательств и ролевое перемещение. Данная модель предполагает, что в результате взаимодействия с группой человек приобретает новые навыки, поведенческие стереотипы и нормы, что формирует его личность и помогает адаптироваться к социальной среде. Рассмотрим эти процессы на конкретных примерах.
1. Оценивание: Один из ключевых моментов в социализации личности - это оценивание собственной роли в группе и взаимное оценивание других участников. Например, в малой группе студентов, которые вместе учатся, каждый из них сталкивается с задачей определить свое место в коллективе. Один студент может стать лидером группы и разделить общие цели с другими участниками, другой может выделиться интеллектуальными способностями, третий - социальными навыками. В результате оценивания своих качеств и качеств других участников группы студенты формируют представления о себе и других, что влияет на их дальнейшее поведение в группе.
2. Принятие обязательств: Для успешной социализации в малой группе важно принятие обязательств и выполнение их. Например, в спортивной команде каждый участник обязан соблюдать расписание тренировок, участвовать в соревнованиях, следовать инструкциям тренера. Процесс принятия обязательств включает в себя понимание собственных обязанностей, оценку своих способностей и необходимость сотрудничества с другими участниками группы. По мере выполнения обязательств каждый член группы интегрируется в коллектив, разделяя общие цели и добиваясь успеха вместе.
3. Ролевое перемещение: В процессе социализации в малой группе члены команды могут менять свои роли в соответствии с требованиями и потребностями группы. Например, в группе проектной работы студент, который изначально занимал пассивную роль, может обнаружить у себя лидерские качества и стать инициатором новых идей. Такое ролевое перемещение способствует развитию личности, расширяет ее возможности и дает новый опыт взаимодействия с окружающими. Подобные изменения помогают каждому участнику группы лучше понять себя и свои потенциальные возможности.
Таким образом, в модели групповой социализации личности в малой группе происходят сложные психологические процессы, которые определяют развитие личности через взаимодействие с другими людьми. Оценивание своей роли, принятие обязательств и ролевое перемещение позволяют членам группы адаптироваться к новой социальной среде, укреплять взаимоотношения и достигать общих целей. Каждый пример в малой группе иллюстрирует эти процессы и демонстрирует, как они влияют на формирование личности и социальную адаптацию.