Для руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций (ДОО) основные требования к профессиональным компетенциям и направлениям деятельности в области формирования гражданской идентичности детей дошкольного возраста представляют собой комплексный подход, учитывающий как педагогические принципы, так и актуальные нормативно-правовые акты. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» ставит перед специалистами в сфере образования ряд задач и целей, на достижение которых направлены требования к компетенциям и деятельности.
Согласно данному распоряжению, формирование гражданской идентичности детей дошкольного возраста включает в себя гармоничное развитие личности, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции и активности. Для того чтобы руководители и педагоги могли эффективно реализовывать эти цели, необходимо обладать определенными профессиональными компетенциями:
1. Педагогическая компетенция. Эта компетенция включает в себя знание теорий и методов педагогики, возрастной психологии, педагогической психологии, методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Руководители и педагоги должны уметь создавать развивающие среды, организовывать игровую и познавательную деятельность, работать с различными категориями детей.
2. Компетенция по взаимодействию с родителями и обществом. Для успешного формирования гражданской идентичности детей важно строить доверительные отношения с родителями, привлекать их к участию в образовательном процессе, а также сотрудничать с общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования и воспитания.
3. Компетенция по организации образовательного процесса. Руководители и педагоги должны уметь планировать и организовывать образовательную деятельность, адаптировать программы и методики к потребностям конкретной группы детей, оценивать результаты своей работы.
4. Компетенция по воспитанию гражданственности и толерантности. Реализация гражданской идентичности требует от педагогов умения воспитывать гражданственность, толерантность, уважение к многонациональному и многокультурному миру, формировать гуманистические ценности у детей.
Профессиональные компетенции руководителей и педагогов должны быть направлены на развитие личности ребенка, его социальной адаптации, формирования гражданской позиции и активности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать условия для его всестороннего развития.
Одновременно с этим, для успешной реализации требований к профессиональным компетенциям необходимо учитывать и актуальные нормативные правовые акты, в которых закреплены принципы и ценности, на которых строится система образования и воспитания в Российской Федерации. Так, многие федеральные законы, постановления и приказы регулируют вопросы образования детей дошкольного возраста и устанавливают стандарты качества работы педагогических работников.
Например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Государственный образовательный стандарт предполагают обучение детей на основе соблюдения принципов гуманизации образовательного процесса, развития уважения к личности каждого ребенка, поддержку его самостоятельности и инициативности. Кроме того, важную роль играет «Концепция государственной политики по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации», направленная на сохранение языков и культуры различных этнических групп, воспитание толерантности и уважения к многонациональной России.
Таким образом, руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций должны обладать определенными профессиональными компетенциями, направленными на формирование гражданской идентичности детей, а также учитывать актуальные нормативные правовые акты, которые регулируют и поддерживают данную сферу деятельности. Важно строить воспитательный процесс на основе доверительных отношений, индивидуального подхода к каждому ребенку и взаимодействия с родителями и обществом для успешного развития молодого поколения.