Для определения границ речевых тактов в данном предложении можно использовать как синтаксические, так и смысловые признаки. Речевой такт – это небольшой фрагмент текста, который может быть высказан целиком без паузы. При этом границы речевых тактов могут совпадать с границами смысловых частей текста.
Предложение: «Мой друг, со мной было то же самое, и ты видишь, однако, что я обедаю, ужинаю, и сплю преспокойно, и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!»
1. «Мой друг,» – фразеологический оборот, образует самостоятельный речевой такт без паузы. Он вводит обращение и субъект высказывания.
2. «со мной было то же самое,» – эта часть должна быть высказана без пауз, так как она выражает дополнение к тому, что было у «моего друга».
3. «и ты видишь, однако, что я обедаю, ужинаю,» – это перечисление действий, имеющих общий смысловой блок, так что можно выделить границу с паузой перед словом «и» для выделения каждого действия.
4. «и сплю преспокойно,» – действие, которое можно выделить как отдельный речевой такт, законченный точкой.
5. «и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!» – в данном случае логично выделить границу речевого такта после слова «и». Фразу «надеюсь, сумею умереть без крика и слез» можно рассматривать как заключительное утверждение, представленное цельным смысловым блоком.
Таким образом, выделение речевых тактов на паузы можно производить по следующему принципу:
1. «Мой друг,» (пауза) «со мной было то же самое,» (пауза) «и ты видишь, однако, что я обедаю, ужинаю,» (пауза) «и сплю преспокойно,» (пауза) «и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!»
Таким образом, паузы могут помочь слушателям лучше воспринимать текст, выделить основные моменты и смысловые блоки.