Российская система образования имеет как элементы восточной, так и западной систем образования, поэтому ее трудно однозначно отнести к какой-либо конкретной системе. Однако можно выделить основные черты каждой из систем и сравнить их с особенностями российской системы образования.
Восточная система образования, в частности японская и китайская, характеризуется высоким уровнем дисциплинированности, строгой иерархией, акцентом на коллективизм и консервативностью. Ученики ожидаются, чтобы следовали традиционным ценностям, подчинялись авторитету учителя, а учителя в свою очередь ожидаются, чтобы они передавали знания детям и формировали у них желание учиться. Оценки имеют большое значение и определяются не только усилиями ученика, но и его репутацией в школе. Восточная система образования ставит на первое место успех в учебе и подготовку к тестам, что иногда приводит к излишнему напряжению и стрессу у учеников.
С другой стороны, западная система образования, в частности американская и европейская, акцентирует внимание не только на учебных успехах, но и на развитии личности и социализации учащихся. В западных странах значительно больше свободы и исследовательского подхода к обучению, что позволяет ученикам проявить свою индивидуальность, творческий потенциал и развить критическое мышление. Учитель в западной системе образования скорее выступает в роли наставника и наставляет, обучая учащихся тонкостям исследовательской работы, анализу информации и критическому мышлению. В западной системе образования акцент делается на развитии общих навыков и умений, таких как коммуникативные навыки, сотрудничество, проблемное мышление и т. д.
Российская система образования сочетает в себе элементы как восточной, так и западной систем образования. Например, в российских школах уделяется большое внимание учебным предметам и подготовке к ЕГЭ, что можно отнести к восточному подходу. В то же время, в российской системе образования также есть много возможностей для развития личности и творчества: например, есть широкий выбор дополнительных учебных курсов, кружков, секций, а также акцент на развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта учащихся. Учителя в российской системе образования обычно сочетают в себе черты как классического преподавателя, так и наставника, что является переходной чертой между восточной и западной системами образования.
Таким образом, российская система образования можно считать гибридной, включающей в себя черты как восточной, так и западной системы образования. Она сочетает в себе учебно-ориентированность и традиционные ценности восточной системы с акцентом на развитие личности, критическое мышление и индивидуализацию в западной системе. Эта гибридность позволяет обеспечить более комплексное образование, сочетающее в себе лучшие практики и подходы обеих систем.