Гностики - это члены разнообразных религиозных и философских движений, которые возникли в древности и достигли пика своего распространения в II-III веках н.э. Однако их идеи и учения остались актуальными и впоследствии оказали влияние на различные течения европейской мысли. Гностики описывались как люди, которые стремились к получению знания (от греч. "γνῶσις" - знание) о внутреннем мире, космосе и божественном начале. Они утверждали, что для спасения человеку необходимо преодолеть материальный мир и обрести духовное знание или "гносис". Представления гностиков были разнообразными, и в разных гностических системах можно найти как элементы христианства, так и античных философий, мифов и религий. Одним из основных принципов гностики было учение о дуализме мира, то есть различении мира духа и материи. Они считали материю злом, а дух – добром, и верили, что человек способен освободить свою душу из материального воздействия и познать истинную природу космоса. Гностики разработали целую систему символов и понятий, таких как "Плерома", "Демиург", "София", "Андрогин", "Верховное Первоначало" и другие, чтобы описать свои космологические и антропологические учения.</p>
Гностическое движение было многообразным и включало в себя различные течения, в том числе сетианство, валентинианство, маркосианство, андрейство и многие другие. Хотя гностицизм не был однородным и его различные формы могли сильно различаться, в целом можно выделить несколько общих черт и убеждений, которые были характерны для большинства гностики:
1. Дуализм мира. Гностики считали мир духа и мир материи противоположными и враждебными друг к другу. Они верили, что духовный мир, Плерома, является истинным домом душ, в то время как материальный мир создан демиургом – вечным или космическим создателем, который ввел душу в запутанное состояние. Гневались они на христианский образ мира как враждебного миру.
2. Антропология. Душа считалась светлой и чистой частью человека, плененной в темноте и зле мира материального. Основное стремление гностиков заключалось в освобождении души и возвращении ее к духовному корню. Они предлагали различные способы спасения от материальной тьмы включая знание и осознание своего истинного состояния, аскезу и различные ритуалы.
3. Учение о знании (гносис). Одним из основных принципов гностики было убеждение, что для спасения и освобождения души человек должен обрести специфическое знание – гносис. Гносис не сводился к обыденному рациональному знанию, но представлял собой способность постижения трансцендентного истины через внутренний опыт и осознание. Гностическая мудрость считалась ключом к пониманию космоса, пониманию себя, бога, и способом преодоления материального мира и конечности смерти.
4. Мифология и символика. Гностики разработали множество мифов и символов, чтобы выразить свои космологические и теософские убеждения. Известными гностическими текстами являются "София Иешуа" (Проповедь Веры с Праведными на Срединной Пути до принесения Разделения), "Александрийский Кодекс" и "Сетианские трикстеры", которые включают мифы о происхождении мира, свете и тьме, и роли человека в космическом порядке.
Гностицизм считается часто расценивается как ересь, т.к. его учения имеют мало общего с христианством и часто противоречат официальным церковным доктринам. Большинство гностицизмов были потеряны или уничтожены после появления христианской церкви, которая приняла позицию одной истинной веры. Однако в современности гностицизм продолжает жить через новые интерпретации и влияние на культуру и философию. Гностицизм остается одним из наиболее интересных явлений в религиозной и философской истории, предлагающим глубокие и многогранные мысли о природе человека, космоса и божественного начала.