Спрос считается эластичным или неэластичным в зависимости от того, насколько изменение цены товара повлияет на объем спроса.
1. Эластичный спрос. Эластичный спрос характеризуется ситуацией, когда изменение цены товара вызывает сильное изменение количества товара, требуемого потребителями. То есть, если цена увеличивается, спрос на товар снижается, и наоборот. Это означает, что коэффициент эластичности спроса (процентное изменение в количестве спроса к процентному изменению в цене) приближается к значению больше единицы. Такой эластичный спрос характерен для широкого спектра товаров, например, товаров, для которых есть много альтернатив или для которых потребители могут легко отказаться от покупки при увеличении цены.
2. Неэластичный спрос. Неэластичный спрос, наоборот, означает, что изменение цены товара не сильно влияет на количество товара, который потребители готовы купить. В случае неэластичного спроса, коэффициент эластичности будет меньше единицы. Потребители готовы продолжать покупать товары даже при увеличении цены, хотя объем покупок может немного снизиться. Неэластичный спрос характерен для товаров первой необходимости, которые потребители не могут легко заменить или отказаться от них, например, лекарственных средств.
3. Есть также случаи, когда спрос может быть исключительно эластичным (полностью реагирует на изменения цены) или исключительно неэластичным (не реагирует на изменения цены), но чаще всего в реальной экономике спрос проявляет некоторую эластичность в зависимости от множества факторов. Кроме коэффициента эластичности спроса, на который влияют целый ряд факторов, таких как наличие субститутов, доля товара в бюджете потребителя, время для принятия решения и другие.
Важно понимать, что понимание эластичности спроса помогает компаниям и государственным органам принимать правильные стратегические решения по ценообразованию, маркетингу и другим аспектам бизнеса. Анализ эластичности спроса является важным инструментом планирования и анализа в экономике.