Детский фольклор является значимой составляющей детской культуры и играет важную роль в нравственном воспитании младших школьников. В этом тексте мы рассмотрим, какие функции выполняет детский фольклор в процессе нравственного воспитания детей, какие ценности он передает, и какие педагогические задачи можно решить через изучение и использование детского фольклора.
Детский фольклор включает в себя рифмованные стишки, песни, загадки, считалочки, сказки и прочие игровые формы, которые передают детям информацию об окружающем мире в доступной и интересной форме. Он помогает детям осваивать звуки языка, расширять свой словарный запас, развивать фантазию и память. Но помимо этих языковых и когнитивных функций, детский фольклор также выполняет важную роль в формировании нравственных ценностей у детей.
Один из главных аспектов нравственного воспитания, который осуществляется через детский фольклор, это формирование чувства дружбы, сотрудничества и взаимовыручки. В песнях и стишках дети рассказывают о том, как важно быть друзьями, помогать друг другу, быть честными и добрыми. Например, в популярной детской песенке "Мы бабушке на дачу ездили" рассказывается о том, как дети радовались вместе, помогали бабушке, делились игрушками. Это позволяет детям понять, что взаимная поддержка и дружба важнее, чем эгоизм и собственная выгода.
Кроме того, детский фольклор помогает формировать у детей понимание правильных и неправильных поступков. В сказках и загадках часто затрагиваются моральные вопросы, показывается, что за плохие поступки следуют наказания, а за добрые дела – награды. Например, в сказке о Колобке рассказывается, что когда Колобок, доверившись лисе, стал съеден, это наказание за его наивность и безрассудство. Эта и другие этические сюжеты позволяют детям понять, какие поступки являются правильными, а какие – ошибочными, и укрепляют их чувство ответственности за свои действия.
Еще одним важным аспектом нравственного воспитания через детский фольклор является формирование у детей уважения к старшим, культуры и традиций. В песнях, загадках и сказках часто звучат слова благодарности бабушкам и дедушкам, уважения к учителям, памяти о предках. Например, в песенке "Дедушка, бабушка! Дедушка, бабушка! Позовём в гости их мы!" дети выражают свою радость от общения с близкими людьми пожилого поколения, что помогает им усвоить ценности семьи, традиции и уважение к старшим.
Таким образом, детский фольклор играет важную роль в нравственном воспитании младших школьников. Он помогает детям развивать социальное чувство, формировать нравственные ценности, осознавать разницу между правильными и неправильными поступками, уважать традиции и старших. Педагоги и родители могут использовать детский фольклор как средство обучения и воспитания, создавая дружественную и нравственную атмосферу в общении с детьми.