Воспитание и обучение в Киевской Руси и русском государстве до 18 века имели свои особенности и традиции, которые отражали сложный социокультурный контекст того времени. Важную роль в формировании образования играли не только официальные церковные и государственные учреждения, но и фольклорные и литературные произведения, которые выполняли функцию передачи педагогических идей и ценностей.
В древнерусской литературе, включая памятники фольклора, можно встретить многочисленные образцы педагогических идей и нравственных уроков. Например, в русских былинах и сказках раскрывались различные моральные принципы и житейские уроки, которые передавались от поколения к поколению. Важным элементом воспитания в сказочной и былинной традиции было учение добра и правды, борьба со злом и несправедливостью. Умение различать добро и зло, уважать старших и беречь слабых было важной составляющей народного воспитания.
Одним из важных педагогических произведений древнерусской литературы является "Поучение" Владимира Мономаха, написанное в XI веке. Этот текст, адресованный к его сыновьям, содержит мудрые советы и правила поведения, которые помогут им стать достойными и мудрыми правителями. В "Поучении" Мономаха обращается к вопросам морали, этики, управления государством, отношения к подданным, крепким брачным узам и многим другим аспектам жизни. Этот текст можно рассматривать как образец практического руководства по жизни, который содержит ценные уроки как для правителей, так и для обычных людей.
Кроме того, образование в Киевской Руси и русском государстве до XVIII века было тесно связано с деятельностью церковных учебных заведений, где изучались богословие, латынь, грамота. Киевская Русь славилась своими культурными центрами, где собирались образованные люди и велись научные и литературные изыскания. Таким образом, воспитание и обучение в русском государстве имели множество аспектов и глубокую историческую признанность.</p>