4. Торможение условных рефлексов - это процесс снижения или подавления ответа, который обычно вызывается определенным условным раздражителем. Торможение может быть безусловным и условным.
Безусловное торможение подразумевает подавление безусловного рефлекторного ответа на определенный безусловный раздражитель. Например, если собака привыкла к звуку звонка, который предшествает кормежке, она может подавить свою реакцию слюнотечения при звуке звонка, так как звук становится предупреждением о предстоящей кормежке.
Особенностью безусловного торможения у школьников является его охранительный характер. Дети научаются подавлять или контролировать свои безусловные реакции, особенно те, которые могут быть нежелательными или неуместными в общественных ситуациях. Например, ребенок может научиться контролировать свою реакцию страха, чтобы не показывать его перед другими людьми.
Условное торможение - это процесс подавления условного рефлекторного ответа на условный раздражитель. Условный рефлекторный ответ обычно проявляется после обучения, когда условный раздражитель связывается с безусловным. Например, если ребенок привык к звук звонка, который предшествует началу урока, он может подавить свою реакцию вздрагивания или желания поболтать, так как знает, что эти реакции неуместны в классе.
Виды условного торможения включают полное торможение, частичное торможение и фазовое торможение. Полное торможение подразумевает полное подавление условного рефлекторного ответа. Частичное торможение означает снижение силы или интенсивности условного рефлекторного ответа. Фазовое торможение предполагает подавление рефлекторного ответа только в определенной фазе условной реакции.
Особенности условного торможения у детей связаны с их возрастными особенностями развития. В раннем детстве условное торможение еще не полностью сформировано, поэтому дети могут быть менее эффективными в торможении своих реакций. Однако с возрастом дети становятся более способными подавлять свои условные реакции, особенно если это соответствует правилам и ожиданиям общества или окружающих.
5. Выработка условного торможения у детей имеет физиологическую основу воспитания. Условные рефлексы на время появляются у детей с возрастом и определяются степенью формирования их нервной системы. Например, в раннем детстве дети могут начать вырабатывать условные рефлексы на время сна или приема пищи. Со временем они могут научиться вырабатывать условные рефлексы на время посещения школы или выполнения определенного задания.
Возрастные особенности образования условных рефлексов на комплексные раздражители связаны с развитием нервной системы и способностью детей к абстрактному мышлению. Например, младшие школьники могут вырабатывать условные рефлексы на конкретные события или предметы, такие как звук звонка или появление учителя. Старшие школьники уже более способны вырабатывать условные рефлексы на абстрактные понятия или идеи, такие как время или сами задания.
Условные рефлексы высшего порядка - это условные рефлексы, которые формируются на основе уже существующих условных рефлексов. Например, если у ребенка уже есть условный рефлекс на звук звонка, он может выработать условные рефлексы на время, связанное с этим звуком, например, начало урока или перемены между уроками.
Таким образом, выработка условного торможения у детей является важной физиологической основой воспитания. Различные возрастные особенности ребенка и его развитие нервной системы определяют способность выработки условных рефлексов на время и их подавления. Разумное использование условного торможения помогает детям контролировать свои реакции и соответствовать правилам и ожиданиям общества.