В конце 1980-х годов внутри СССР начали формироваться тенденции нового политического мышления, которые стали основой для последующих изменений во внешней политике страны. Новое политическое мышление затронуло не только сферу внешней политики, но и внутреннюю, экономическую и социальную сферы. Идеи нового политического мышления основывались на необходимости перемен внутри страны и в части внешней политики, они касались проблем, с которыми сталкивался социалистический мир и, в первую очередь, СССР, в конце 1980-х годов.
Главными целями нового политического мышления были:
1) преодоление затяжных экономических трудностей, с которыми столкнулась СССР;
2) укрепление международной безопасности и стабильности;
3) нахождение новых путей развития социалистического общества;
4) создание условий для демократических преобразований, не только в СССР, но и в других странах социалистического лагеря.
Новое политическое мышление предполагало потребность в активных изменениях внешней политики, чтобы разорвать замкнутый круг и открыться для внешнего мира. В этом контексте встала проблема пересмотра доктрины внешней политики СССР и перехода к новой концепции. Ведь СССР на протяжении многих лет стоял на позициях классической идеологии коммунизма, агрессивной внешней политики и гласности. Но ситуация в мире изменилась и требовала более гибкого и рационального подхода.
Ключевыми реформами внешней политики, основанными на новом политическом мышлении, в конце 1980-х годов были следующие.
Первое изменение заключалось в смягчении доктрины прямого соперничества с Западом, что отразилось в особенности на концепции классовой борьбы и революционного экспорта. Руководство СССР пришло к пониманию, что мир находится в процессе изменений, нефункциональным становится противопоставление капитализма и социализма. Был провозглашен новый подход, основанный на принципе "нового политического реализма", то есть признания различий между экономическими и политическими системами стран и поиском противопоставления не в правительствах, а в ценностях, культуре и интересах.
Второе изменение относилось к проблемам безопасности. В этом аспекте новое политическое мышление акцентировалось на принципах и процессах разоружения и нераспространения ядерного оружия. Хотя СССР продолжал усиливать свои вооружения и оставался сверхдержавой, однако идейно и практически руководство СССР придерживалась концепции мира и взаимодействия международной политики на основе равноправия, взаимозависимости и невмешательства во внутренние дела другие стран. Ключевым примером в этом контексте стало активное продвижение Союзной республики СССР на разработку универсального договора по ядерному разоружению и других мер по стабилизации ситуации в мире.
Третье изменение касалось экономической политики. В контексте нового политического мышления СССР столкнулся с серьезными трудностями в экономической сфере. Идеи общей директивности и централизации на всех уровнях управления экономикой потеряли свою эффективность, поэтому государство приступило к реформированию и перестройке экономики. Хотя эти меры в основном охватывали внутреннюю политику, они также повлияли на внешнюю политику. Например, государство более активно начало использовать экономический фактор во внешних отношениях, предлагая новые экономические и торговые предложения своим партнерам.
Четвертое изменение касалось демократических преобразований. Новое политическое мышление предполагало создание условий для развития демократии, расширение прав и свобод граждан, а также укрепление гражданского общества. В этом контексте открытие информационных и культурных границ, активное представительство СССР на международных форумах и организациях, участие в переговорах и дипломатических миссиях стали главными рычагами новой внешней политики страны.
В результате новое политическое мышление стало основой для изменений во внешней политике СССР в конце 1980-х годов. Эти изменения включали более гибкое и объективное отношение Советского Союза к Западу и различным политическим и экономическим системам. В ленте времени между кризисами, войнами и дополнительными трениями, появился шанс на улучшение во внешних отношениях.
Ключевым результатом нового политического мышления и его применения было активное участие СССР в международной политике и достижение широкого круга международных соглашений. Было достигнуто множество соглашений в таких областях, как ядерное разоружение, обмен информацией, торговля, экономическое сотрудничество, экология и многое другое. Правительства и организации со всего мира активно направляли свои письма и обращение в адрес государства, чтобы предложить свои услуги или идеи по улучшению отношений.
Однако, необходимо отметить, что новое политическое мышление и его реализация также встретили сопротивление и вызвали определенные сложности. Внутри страны нашлись обязательно стороны, которые отвергли и новое политическое мышление в целом, и его реализацию во внешней политике. Некоторые считали, что это уступки западным странам и забвение идеологии коммунизма. Но в целом, политическое руководство страны смогло преодолеть препятствия и успешно осуществить новое политическое мышление во внешней политике.
В целом, новое политическое мышление стало основой для реформ внешней политики СССР в конце 1980-х годов. СССР пересмотрел свою политику, став более гибким, реалистичным и обоснованным. Целью этих изменений была не только стабилизация и обеспечение мира, но и способствование процессу разоружения, развития экономического и социального сотрудничества с другими странами. Новое политическое мышление предложило альтернативный подход к проблемам, задачам и целям, поставленным перед Советским Союзом в непростое время конца 1980-х годов.