Системы развивающего обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина являются важными школами педагогической мысли, которые существенно влияли на развитие образования в России и за ее пределами. Первая из них была разработана в конце ХIХ - начале ХХ веков, а вторая - в 1960-х гг.
Целевые ориентации систем развивающего обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина представляют собой реализацию человеческих возможностей в обучении. Основная цель - развитие личности на основе ее субъективной активности, осмысленности и интересов. Однако, целевые ориентации систем образования Л. В. Занкова и В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина отличаются друг от друга.
Л. В. Занков в своих работах высоко ценит разум, аналитику, логику, смысл и ценность жизни. Он стремился к тому, чтобы ученики делали выводы самостоятельно, а не просто запоминали факты. Ценностью Занкова в совершенствовании и упорядочении знаний является ясность мышления, ему было важно, чтобы ученики мыслили ясно, последовательно, а также развивали понимание смысла того или иного процесса.
Давыдов, Эльконин и их последователи отдают предпочтение развитию мышления, мотивации, эмоциональной области, языковой деятельности и игровой активности. Они выделяют понятия "действие" и "деятельность". Действие - единичное произведение на основе имеющихся знаний и умений, а деятельность предполагает перетасовку знаний и умений в условиях изменяющейся ситуации. От перевода знаний к действиям и от действий, осуществляемых индивидом ков реальной деятельности, происходит наиболее эффективное развитие личности.
Обе системы включают в себя ряд принципов, которые определяют особенности их организации:
- Целостность. Обучение ведется от целого к частям.
- Системность. Обучение строится на последовательности, ступенях и стадиях.
- Деятельностный характер. Развитие ребенка должно строиться на активности, которая основывается на его интересах.
- Основа знаний - практические навыки и опыт ученика.
- Развитие индивидуальности. Ученики должны развиваться в строгом соответствии с индивидуальными возможностями каждого.
Система Л. В. Занкова базировалась на его теории "Педагогического мышления", в которой основной акцент был сделан на развитии мышления через осознание целей и способов их достижения. В рамках этой системы применяется метод анализа и сочетания. Анализ позволяет ребенку убедиться в устойчивости своих мыслей, а сочетание - применение на практике знаний, полученных в ходе анализа.
Система В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина более новая. Она основана на теории целостного развития ребенка, что предполагает использование таких методов, как экспериментирование, самостоятельные исследования, игровой программы и осознанное практическое применение знаний.
Таким образом, идеи и методы, заложенные в системах развивающего обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина, имеют различные подходы к обучению и развитию личности. Однако, общим у двух систем является то, что они отталкиваются от потребностей и целей самого учащегося, а не от задачи ускорить процесс обучения. Также обе системы направлены на формирование мышления, критического мышления, желания узнать больше, а также на развитие восприятия личности ребенка в качестве самостоятельного и главного субъекта образовательного процесса.