Одним из основных направлений в работе младших школьников на уроках литературного чтения является формирование первоначальных навыков работы с текстом художественного произведения. В данной работе необходимо рассмотреть особенности этого процесса.
Вначале следует отметить, что формирование первоначальных навыков работы с текстом художественного произведения является длительным и комплексным процессом и требует от учителя умения выстраивать урок таким образом, чтобы максимально развивать у школьников навыки чтения и понимания литературных произведений.
Первый этап процесса формирования навыков работы с текстом – это ознакомление ребенка с произведением. Для успешного ознакомления необходимо проводить объяснительно-иллюстративную работу, показывать детям, как правильно читать текст, определять его жанр и тему. Важно объяснить школьникам различия между прозой, поэзией и драматургией, и рассказать о том, как этими жанрами пользуются авторы.
Второй этап – это чтение и понимание произведения. При этом следует подчеркнуть, что речь идет о первоначальной работе с текстом, поэтому здесь не следует идти в глубь содержания. На этом этапе учителю следует помочь детям разобраться в содержании произведения, выделить его главные идеи, научить извлекать информацию из текста. Например, с помощью вопросов: «Кто главный герой?», «Что происходит в тексте?», «Как происходят события?» можно обучить школьников находить главные идеи в тексте.
Третий этап – это формирование умения анализировать произведение. На этом этапе учителю следует помочь детям понять, что каждое произведение создано по определенным законам литературного творчества. Например, можно объяснить, что повесть имеет определенное количество глав, а роман является более крупной формой, где сюжет может быть развит на протяжении многих глав и даже томов. Также можно обучить школьников находить в произведении элементы художественного стиля, такие как образы, метафоры, эпитеты.
Четвертый этап – это работа с лексическим материалом произведения. На этом этапе учителю следует помочь детям раскрыть значения непонятных слов и выражений, использованных в произведении. Примером может послужить работа со словарем, где учителю необходимо объяснить значения слов и фраз, которые могут вызвать трудности у детей.
В заключение, можно отметить, что формирование первоначальных навыков работы с текстом художественного произведения у младших школьников на уроках литературного чтения является важной задачей педагога. Для успешной работы необходима комплексная и систематическая работа с текстом, умение привлечь внимание детей, научить их находить главные идеи в тексте, бить текст на отрывки, находить и анализировать главные образы и мотивы произведения.