Мыслительная деятельность является краеугольным камнем развития ребенка, поскольку она представляет собой не только основу для усвоения знаний, но и ключевой механизм для обучения ребенка. В детском возрасте, и особенно дошкольном, мыслительная деятельность проходит через определенные этапы развития. Важно понимать особенности этого процесса, чтобы соответствующим образом подходить к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Одной из основных особенностей мыслительной деятельности дошкольников является интуитивность мышления. Ребенок строит свои представления о мире на основе первичных ощущений и восприятий, которые он получает из окружающего мира. Например, если ребенок видит, что летающий шарик при соприкосновении с некоторыми предметами (например, лист) не отскакивает, он может сделать вывод, что шарик не отскакивает от листа только потому, что лист "мягче" других предметов. Такое мышление характерно для детей дошкольного возраста, поскольку оно основано на непосредственных ощущениях и восприятиях.
Еще одна особенность мыслительной деятельности дошкольников – субъективность мышления. Ребенок не всегда может различать свои мысли от реальности, поэтому его представления и восприятия могут быть довольно субъективными. Например, если ребенок придумывает игру, в которой он примеряет на себя роль взрослого, он может носить и рубашку и галстук, например, даже если это не соответствует реальности. Он может представлять себя в руле автомобиля или пилотом самолета, не имея представления о том, что к этому нужны особые знания и навыки.
Преднамеренность мышления также имеет определенные особенности у детей дошкольного возраста. Ребенок, как правило, ориентирован на настоящий момент, поэтому его мышление не может быть таким целенаправленным, как мышление большинства взрослых. Он может быть сосредоточен на выполнении некоторых действий, но не понимать их конечную цель или связь с другими действиями. Например, ребенок может укладывать кубики друг на друга, не понимая, что он строит крепость, которая станет основой для дальнейшей игры.
Наконец, последняя особенность мыслительной деятельности дошкольников – ассоциативный характер мышления. Ребенок может строить свои мышления на основе определенных ассоциаций, которые он создал на основе собственного опыта и восприятий. Например, если ребенок видел, как птички собирают гнезда из травы и палок, он может сделать вывод, что все птицы строят гнезда именно таким образом.
Как видно, мыслительная деятельность дошкольников имеет множество особенностей. Понимание этих особенностей важно для того, чтобы воспитывать и обучать ребенка в соответствии с его возрастными возможностями. Для этого необходимо использовать методы, которые бы позволили ребенку развиваться постепенно, учитывая его непосредственные потребности и интересы. Только в таком случае возможно достигнуть максимальных результатов в развитии мыслительной деятельности ребенка в детском дошкольном возрасте.