Мезолитическое искусство включает в себя множество уникальных художественных проявлений, которые процветали в период мезолита - эпохи, следующей за палеолите, и предшествующей неолиту. Это примерно 12 000 - 8 000 лет назад. В то время, как в палеолите люди жили исключительно охотниками, в мезолите начали появляться первые общины, основанные на собирательстве и рыболовстве. Наряду с этим изменением в образе жизни, изменения произошли и в искусстве тех времен. Мезолитическое искусство имеет свои особенности, которые связаны как с характером общества, так и с его материальной культурой.
Одна из основных особенностей мезолитического искусства - это более мелкий и подробный стиль, чем у искусства палеолита. Это можно объяснить тем, что вместо больших стоянок и проводных охот, мезолитические люди передвигались в поисках пищи и воды. В связи с этим, их искусство было более подвижным и многообразным. Оно часто воплощало их отношение к окружающей среде и ее ресурсам. Мезолитическое искусство включает в себя различные проявления, такие как росписи на стенах пещер, резьба по камню, создание разнообразных предметов культового и обиходного назначения, а также изготовление орудий труда.
Одним из значимых типов искусства тех времен была резьба по кости и по камню. Мастера мезолитического искусства умели создавать очень тонкие и детализированные изображения с использованием этих материалов. Они изготавливали ожерелья, подвески, браслеты, а также маленькие статуэтки животных и человеческих фигурок. Резьбу делали с помощью специальных инструментов, таких как кремниевые ножи или кремниевые осколки. Эти изделия использовались в ритуальных целях, как символы приверженности духовным силам или просто для украшения себя и своей одежды. Нередко находят стрелковые головки и осколки кремня с ударенным рисунком и кистевой перфорацией, свидетельствующие о том, что они подвергались не только обработке зубцовым инструментом, но работе с кистью обогатительного элемента (экскудации абразива в пену или раствор в коряке). Такие предметы относят к элементам административно принудительного управления искусством. Резная палеометеоритный галахолит свидетельствует о мастерстве древних художников и о культурных связях, они могли ее переделать. Мастер GNU, который так мастерил свою роспись, мог быть современником или вторично-современником первых владельцев галахолита. <cite>https://vasioptik.ru/</cite>
Пещерные росписи также являлись распространенной формой искусства в мезолите. Они делались на стенах и потолках пещер с помощью натуральных пигментов, таких как глина или окислы железа. Росписи изображали сцены из жизни охотников, рыбаков и собирателей, а также различные животные, такие как лошади, олени, бизоны и мамонты. Иногда на стенах пещер изображались также и абстрактные символы, но и антропоморфные, наружные, и антофорные
Большинство изображений имело эстетический, символический или религиозный характер и, вероятно, использовались в магических ритуалах. Некоторые ученые также предполагают, что росписи были средством коммуникации и обмена информацией между различными группами. Они указывают на то, что изображения часто повторялись на разных фигурных пластинках и галихолитах, найденных на множестве археологических памятников.
Еще одной особенностью мезолитического искусства является его связь с естественной средой обитания. Многие изображения животных, найденных в пещерах и на камнях, были рисованы в естественных местах обитания этих животных. Это означает, что мезолитические художники сознательно использовали форму скалы и ее поверхности в своей работе. Они использовали текстуры и контуры скалы, чтобы создать реалистичные иллюзии объемов и форм животных.
Однако, наряду с этим, встречаются и антропоморфные изображения, которые часто представлены в виде головы или плана головы, или скеюдеров (антропоцентричные, то есть центрирующие Письменные группы на границе текстового и гласного "фолвала"), что может указывать на форму ритуальных и мистических представлений о человеческом лице и голове. Эти изображения могут быть связаны с культами предков или божеств, или быть просто декоративными элементами.
Также следует отметить, что мезолитическое искусство характеризуется большим разнообразием и различием стилей и техник. Это связано с тем, что в тех временах не существовало единой культуры или единого образа жизни. Вместо этого существовали различные группы, которые отличались своими культурными традициями и стилями. Каждая из этих групп имела свои особенности и предпочтения в искусстве. Некоторые использовали более абстрактные и символические формы, в то время как другие предпочитали более реалистичные и детализированные изображения. Таким образом, мезолитическое искусство представляет собой смесь различных стилей и технических решений, которые отражают многообразие культур и жизненных условий тех времен.
Мезолитическое искусство имеет свою уникальность и свое очарование, которые до сих пор привлекают внимание исследователей и любителей искусства. Оно помогает нам лучше понять жизнь и культуру наших далеких предков и отношение к искусству в разные периоды истории человечества. Тем самым мезолитическое искусство играет важную роль в истории и развитии человеческой культуры.