Мезолитическое искусство представляет собой раннюю форму искусства, которая развивалась примерно с 10 000 по 5 000 годы до нашей эры, во времена перехода от палеолитической эпохи к неолитической. Этот период отличался от предыдущих увеличением тепла и влажности, что привело к изменениям в природной среде, обусловившим появление новых культур и новых форм искусства. Основные признаки мезолитического искусства можно рассмотреть на примере Европы, где известно наибольшее количество археологических находок.
1. Охота и собирательство: Одним из главных занятий мезолитических людей была охота и собирательство. Они охотились на животных, таких как олень, кабан, лось, а также собирали растительную пищу – ягоды, орехи, корни. Таким образом, мезолитическое искусство отражает важность природного мира и животных для этого образа жизни. Наиболее часто изображаемыми животными были мамонты, кабаны, олени и зайцы.
2. Мобильность: В отличие от своих предшественников, мезолитические люди жили в мобильных лагерях, состоящих из временных жилищ, сделанных из живых палок или костей. В связи с этим, мезолитическое искусство в основном было нанесено на подвижные предметы – орудия охоты, такие как стрелы, копья и гарпуны, а также на предметы персонального пользования, такие как ожерелья, украшения и фигурки животных. Эти украшения и фигурки были изготовлены из кости или камня, а орудия охоты были изготовлены из кремня или обсидиана.
3. Ружье-копье: Ружье-копье является особым видом орудия, характерным для мезолитического искусства. Это предмет, сочетающий в себе функции как ружья, так и копья, и был очень эффективным оружием для охоты на животных. Ружье-копье обычно было украшено гравировкой или резьбой, что делает его не только функциональным, но и художественным произведением.
4. Ткачество и плетение: Также уживаюсь собирательским и охотничьим образом жизни было искусство ткачества и плетения. Мезолитические женщины создавали ткани и корзины из растительных материалов, таких как лоза и листва. Поэтому мезолитическое искусство включает в себя различные тканые фрагменты, кожаные или плетеные корзины, а также другие предметы, связанные с этими навыками.
5. Ритуальные практики: Искусство и религия тесно связаны между собой, и мезолитическое искусство не является исключением. Наиболее известными ритуальными объектами мезолитического искусства являются так называемые "мегалитические цивилизации". Это огромные каменные сооружения, состоящие из вертикальных каменных плит и горизонтальных крыш. Они общепризнаны как ритуальные объекты, места поклонения духам предков или богам природы.
6. Символизм: Мезолитическое искусство часто содержит символические элементы, которые могут иметь различные значения и трактовки. Например, рисунки на стенах пещер часто представляют собой абстрактные узоры или геометрические фигуры, которые могли иметь символическое значение для тех, кто их создал. Кроме того, мезолитические люди часто изображали человеческие фигуры, которые могли служить символическим представлениям самих себя, своего сообщества или своих богов.
7. Красители: Мезолитические художники использовали различные красители для создания своих произведений искусства. Они использовали охра, глину, каменноугольный порошок и другие природные пигменты, чтобы создавать красочные рисунки и изображения. Со временем эти красители могут выцвести или скореть, но все же некоторые из них сохранились и позволяют нам увидеть, какими яркими и красочными были исторические произведения искусства.
В целом, мезолитическое искусство отражает культуру и образ жизни ранних человеческих сообществ. Оно показывает, как люди адаптировались к изменению погоды и природной среды, и как они использовали искусство для выражения своих представлений о мире и своего места в нем. Это искусство является важной частью истории и эволюции человеческой культуры, и оно до сих пор вызывает интерес и восхищение своей простотой, красотой и уникальностью.