Дети дошкольного возраста, от трех до шести лет, находятся в периоде активного постижения окружающего мира. В их жизни очень важно и значимо место занимают произведения искусства – картинки, рисунки, фотографии, скульптуры, музыка и даже театральные представления. Восприятие и понимание произведений искусства играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Оно способствует формированию речи, мышления, эмоциональной сферы, воображения и развития художественного вкуса.
Какие особенности восприятия и понимания произведений искусства характерны для детей дошкольного возраста?
1. Сенсорное восприятие. В дошкольном возрасте самыми сильными ощущениями для ребенка являются зрение, слух и осязание. Особое значение имеет зрительное восприятие произведений искусства, так как дети увлекаются красками, формами, линиями и предметами. Они активно рассматривают картинки, различают цвета, формы, образы. От такого сенсорного опыта зависит развитие визуального восприятия и оркестровки внимания.
2. Эмоциональное восприятие. Дети дошкольного возраста очень чувствительны к эмоциональной составляющей произведений искусства. Они способны внимательно и удачно их передавать, различать, а на базе полученных эмоций воссоздавать их в игре. Дети часто выражают свои чувства и эмоции при восприятии красивых картин, мелодий музыки или зрелищных представлений. Восприятие и понимание эмоций произведений искусства способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, его способности различать чувства и эмоции в окружающем мире.
3. Речевое восприятие. Произведения искусства ярко развивают речь ребенка. Через них он знакомится со словами, понятиями, новыми названиями. Восприятие картин, музыки и театральных представлений побуждает дошкольника рассуждать и обсуждать услышанное или увиденное с другими детьми и взрослыми. От такого речевого опыта зависит развитие речи ребенка, его словарного запаса, способности выражать свои мысли и эмоции.
4. Комплексное восприятие. Дети дошкольного возраста характеризуются целостностью восприятия окружающего мира. Они активно развивают внимание и память через постижение разных видов искусства одновременно – картинок, звуков, слов. Для них важно находить новые связи между видами искусства, создавая синтез разных визуальных и аудиальных образов. Такой художественный опыт позволяет развивать у детей способность соотносить, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.
5. Воображение и творчество. Дети дошкольного возраста обладают богатым воображением и творческим мышлением. Для них нет ничего невозможного, они могут свободно придумывать сказочные истории, ситуации, образы и персонажей. Произведения искусства становятся для ребенка источником вдохновения и возможности проявить свою творческую активность. Дети могут рисовать, музицировать, петь или танцевать, создавая свои произведения искусства.
6. Обратимость внимания на себя. Произведения искусства способны привлечь внимание детей дошкольного возраста к себе. Они являются центральной фигурой, вращаются вокруг них и исследуются ребенком. Для него важно понять и разобраться в смысле произведения искусства, установить связь с ним, а иногда даже вписаться в его сюжет или композицию. В дошкольных учебных заведениях все чаще используют разные формы и методы работы с произведениями искусства, чтобы развивать у детей интерес и умение наблюдать, анализировать, критически мыслить, выражать свои мысли и эмоции.
Процесс восприятия и понимания произведений искусства для детей дошкольного возраста должен быть не только информативным, но и эмоционально активным. Достижение этой цели требует привлечения интересных и веселых форм общения с детьми, активной работой с текстами и изображениями произведений искусства, привыкания дошкольников к искусству как к самостоятельной и высокой форме общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками.