Основным документом в области международного воздушного права является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года. Этот международный договор, также называемый Чикагским соглашением, был подписан 7 декабря 1944 года и вступил в силу 4 апреля 1947 года.
На момент его заключения, Чикагская конвенция была первым комплексным договором, установившим систему международного воздушного права. Он был разработан Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), которая была создана в результате проведения Чикагской конференции 1944 года и стала специализированным органом ООН по международной гражданской авиации.
Чикагская конвенция определяет набор принципов и стандартов, регулирующих воздушное пространство, гражданскую авиацию и воздушную навигацию. Он устанавливает основные положения о правах и обязанностях государств в области гражданской авиации и воздушной навигации, а также о создании и функционировании ИКАО.
Ключевым положением Чикагской конвенции является принцип свободы пролета. Согласно этому принципу, государства имеют право свободно и независимо использовать воздушное пространство над своей территорией, соблюдая при этом определенные международные нормы и стандарты, установленные в рамках Чикагской конвенции.
Кроме того, Чикагская конвенция содержит положения о безопасности полетов, регистрации воздушных судов, выдаче сертификатов на право эксплуатации воздушных судов, организации и работе аэропортов, принципах установления тарифов на авиаперевозки и многих других вопросах, касающихся гражданской авиации и воздушной навигации.
Однако, помимо Чикагской конвенции, в области международного воздушного права существует ряд других важных международных документов. Например, Договор об открытом небе 1992 года, который был подписан 24 марта 1992 года и вступил в силу 1 января 2002 года. Этот договор устанавливает принцип открытости и прозрачности перелетов воздушных судов над территориями участников договора. Он направлен на развитие доверия и безопасности в целях предупреждения войн и конфликтов.
Международное воздушное право также включает в себя Монреальскую конвенцию 1999 года, которая была принята 25 сентября 1999 года и вступила в силу 4 ноября 2003 года. Этот документ устанавливает правила и процедуры, касающиеся международных воздушных перевозок и защиты прав пассажиров. Он регулирует такие вопросы, как отмена, задержка и пропуск воздушного судна, а также ответственность и компенсацию за причиненные ущерб пассажирам.
Таким образом, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года является основным документом в области международного воздушного права. Она устанавливает основные принципы и стандарты, регулирующие гражданскую авиацию и воздушную навигацию, а также организацию и функционирование Международной организации гражданской авиации. Помимо Чикагской конвенции, также существуют другие важные документы, такие как Договор об открытом небе 1992 года и Монреальская конвенция 1999 года, которые регулируют отдельные аспекты международных воздушных перевозок и прав пассажиров.