Аль-Фараби (870-950 гг.) считал, что человек не может достичь совершенства в одиночку и что для этого ему необходимо объединиться с другими людьми в обществе. Поэтому, целью общества есть создание таких условий, при которых каждый член общества сможет достичь удовлетворительного уровня жизни.
Основным ориентиром Аль-Фараби было стремление к гармонии и справедливости в обществе. Для этого, он предлагал использовать различные формы государственного устройства, в зависимости от специфики каждого конкретного общества.
Аль-Фараби проанализировал три формы государственного устройства: монархию, республику и диктатуру. Он пришел к выводу, что монархия является наиболее желаемой формой управления, при выполнении определенных требований. Например, монарх должен быть великодушен, справедлив, образован и иметь опыт управления; народ должен уважать монарха, а монарх должен любить свой народ, предоставлять ему равные условия и защищать его от внешних угроз.
Также Аль-Фараби полагал, что важным принципом общественного устройства является борьба против проявления эгоизма, жадности и корысти. Он утверждал, что полная свобода личности должна найти свое ограничение в интересах общества в целом.
Для Аль-Фараби, важным показателем успешности государства является его стабильность и способность к саморегулированию. Он утверждал, что государство будет наилучшим, когда его жители будут следовать определенным правилам и нормам, которые обеспечат равноправие и удовлетворительный уровень жизни для всех.
В целом, Аль-Фараби ориентировал свое учение на духовные и нравственные ценности, которые должны присутствовать в обществе и государстве, чтобы достичь гармонии и справедливости для всех ее членов. Он утверждал, что только таким образом можно достигнуть развития общества в целом и личности в частности.