Александр Францевич Лосев (1898-1943) – российский философ, логик, литературовед, историк философии, один из основателей общевсемирной онтологической школы. В своей работе Лосев объединил структурный анализ культурных форм и проблем антропологического использования культуры. Центральными понятиями его философского мировоззрения являются "душа", "имя" и "вечность".
"Душа" – понятие, которое Лосев использует в контексте его анализа культурных форм. Он определяет душу как основу человеческого существования, всего живого. Душа является основой для всех внутренних и внешних проявлений человека, а также межличностных и общественных отношений. В понятии души Лосев подчеркивает важность ее духовной, этической и эстетической сущности. Он считает, что душа может быть развита только через культуру и образование, и они являются основными средствами для достижения единства духовной жизни.
"Имя" – понятие, которое Лосев использовал для объяснения взаимодействия индивидуума с окружающей средой. Для Лосева имя является особой формой присвоения смысла человеческой сущности и становится способом обнаружения и выражения собственной индивидуальности. Имя также связано с идеей общности и уникальности каждого человека, и Лосев подчеркивает, что имя не может быть полностью передано языком, так как оно содержит субъективные переживания и эмоции каждого человека.
"Вечность" – понятие, которое Лосев использует для объяснения связи между временем и культурой. Он считает, что вечность не является абстрактным понятием или чем-то, что находится за пределами времени, но скорее есть своеобразное проявление времени, включая его значимость и ценность. Вечность включает в себя как прошлое, так и настоящее, а также связывает людей с предыдущими поколениями и будущими поколениями. Лосев придает вечности значение, основанное на этических и духовных принципах, которые формируют основу человеческого бытия и развития.
Вера Константинович Шрейбер (род. 1933) – философ, логик и культуролог, один из главных представителей современной российской культурологии и семиотики. В своей работе Шрейбер исследует вопросы смыслообразования, культурной коммуникации и проблем г ородской культуры.
Шрейбер развивает идеи Лосева в области культурологии и выделяет несколько ключевых концепций.
Первая концепция – "культурный семиозис" – понятие, которое Шрейбер использует для объяснения смысловых структур культурной коммуникации. Он рассматривает культуру как сложную систему знаковых структур, которые используются для передачи информации и формирования смысла. В рамках этой концепции Шрейбер обращает внимание на роль языка, символов, образов и других знаковых систем в процессе коммуникации. Он подчеркивает важность смыслового контекста и социокультурного контекста для понимания культурных явлений и трансляции смысла.
Вторая концепция – "градусы культурности" – понятие, которое Шрейбер использует для объяснения разных уровней культурного развития и значимости. Он считает, что культура может охватывать различные аспекты жизни, от естественных наук до искусства, и что каждый аспект имеет свою собственную "культурность". Шрейбер полагает, что культурность может быть измерена по степени образования, эстетическому воспитанию, уровню знаний и т.д.
Третья концепция – "городская культура" – понятие, которое Шрейбер использует для объяснения роли города в формировании культурной идентичности. Он считает, что город является особой культурной средой, в которой происходят активные культурные процессы и взаимодействие между различными группами людей. Шрейбер рассматривает город как символический пространство, в котором происходит формирование личности и социальных отношений. Он подчеркивает важность городской среды для развития культурных практик и создания новых значений.
Михаил Алексеевич Кирни (род. 1966) – известный российский философ и культуролог, автор ряда работ в области современной философии и философии культуры. В своей работе Кирни исследует вопросы современного общества, глобализации, индивидуализма и массовой культуры.
Концепции Кирни связаны с современными вызовами мира и проблемами, с которыми сталкиваются люди в современном обществе. Он выделяет несколько ключевых концепций.
Первая концепция – "глобальная модернизация" – понятие, которое Кирни использует для объяснения процессов глобализации и их влияния на развитие общества. Он считает, что глобализация является неотъемлемой частью современной жизни и приводит к появлению новых технологий, экономических систем и культурных форм. Кирни придает особое значение коммуникационным и информационным технологиям, которые оказывают существенное влияние на общество и нашу жизнь.
Вторая концепция – "индивидуализм" – понятие, которое Кирни использует для объяснения роста индивидуальности и ее значения в современном обществе. Он считает, что индивидуализм – это способность и стремление каждого индивида выразить свою уникальность и самобытность. Кирни подчеркивает, что индивидуализм является одним из результатов глобализации и развития новых технологий, которые создают больше возможностей для самовыражения и самореализации.
Третья концепция – "массовая культура" – понятие, которое Кирни использует для объяснения развития массовых медиа и их влияния на культуру и общество. Он считает, что массовая культура – это форма культуры, которая основана на массовых медиа и создается и распространяется для широкой аудитории. Кирни подчеркивает, что массовая культура оказывает существенное влияние на восприятие и представление о мире, а также на формирование ценностей и идентичности.
В конце концов, концепции Лосева, Шрейбера и Кирни основываются на разных философских традициях, но объединяются общей целью – понять и объяснить сложные взаимосвязи между культурой, обществом и индивидуальностью. Они рассматривают культуру как средство развития духовной жизни и самоосознания, а также как ключевой фактор в формировании смысла и ценностей в обществе. Несмотря на то, что эти философы разрабатывали свои концепции в разные времена и в различных культурных контекстах, их работы по-прежнему являются актуальными и важными в области философии и культурологии.