Основные концепции мировоззрения представлены в работах А.Ф. Лосева, В.К. Шрейбера, М. Кирни и Л. Апостеля. Каждый из этих авторов подходит к анализу этой проблемы с своего угла зрения и выдвигает свои уникальные идеи.
Александр Федорович Лосев, российский философ и литературовед, в своих работах обращается к проблеме мировоззрения как к системе ценностей, которые определяют жизненные принципы и установки человека. По мнению Лосева, мировоззрение – это своего рода "осознание мира" человеком. Это система смысловых и предметных отношений, понимание взаимосвязи человека с окружающей действительностью. Мировоззрение включает в себя религиозные, философские, эстетические, научные и другие представления и взгляды на мир. Лосев обратил особое внимание на проблему культуры. Для него мировоззрение передаётся через культуру от одного поколения к другому и формирует индивидуальное и коллективное сознание людей.
Валентин Константинович Шрейбер, советский философ, посвятил свои исследования проблеме мировоззрения в сфере науки. Он считал, что мировоззрение науки основано на рациональности и логике, и это позволяет объективно изучать мир. Шрейбер развил идею Лосева о влиянии культуры на формирование мировоззрения, однако отметил, что наука не всегда воспринимается как единственно верное мировоззрение. В современной науке существуют разные школы и направления, каждое из которых имеет свою точку зрения на мир. Также Шрейбер отметил, что научное мировоззрение претерпевало изменения в разные исторические эпохи. Научные открытия и теории меняли представление о мире и формировали новые мировоззренческие установки.
Михаэль Кирн, немецкий философ и историк, рассматривает проблему мировоззрения в контексте исторического развития и культурных особенностей разных эпох. Он подчеркивает, что мировоззрение формируется под влиянием социально-исторических условий и конкретной культуры. Кирн исследует различные варианты мировоззрения, которые существовали на разных этапах истории человечества, и показывает их влияние на общественные и научные представления о мире.
Людвиг Апостель, австрийский философ, ставит основной акцент на проблеме формирования мировоззрения в контексте языка и символов. Он подчеркивает, что язык, как система символов и понятий, играет важную роль в создании мировоззрения. Апостель утверждает, что мышление человека формируется на основе языка и связанных с ним символов и представлений. Он анализирует проблему мировоззрения через призму концептуального аппарата языка.
Таким образом, основные концепции мировоззрения рассматривают его как систему ценностей, основанную на культуре и историческом развитии, а также как отражение научного знания и формирование мышления через язык и символы. Каждый из авторов подходит к изучению этой проблемы с уникальной точки зрения и вносит свой вклад в понимание мировоззрения.