В современной России существует несколько уровней и ветвей публичной власти, которые выполняют разные функции и обладают определенными полномочиями. Основные ветви власти включают исполнительную, законодательную и судебную власти, а также есть отдельное ветвление местной самоуправляемой власти.
Исполнительная власть в России представлена президентом и правительством. Президент является главой государства и выполняет роль главнокомандующего вооруженными силами России. Президент избирается народом на срок в 6 лет. Он назначает премьер-министра, организует работу правительства и осуществляет внешнюю политику. Правительство России, в свою очередь, выполняет исполнительные функции и руководит работой государственного аппарата. Президент также назначает членов Совета Федерации, верхней палаты федерального собрания, и руководит внутренней политикой страны.
Законодательная власть в России принадлежит Федеральному собранию, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации. Он состоит из 170 сенаторов, избираемых региональными законодательными органами. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается населением на срок в 5 лет. Эта палата принимает законодательные акты, утверждает бюджет, контролирует деятельность правительства и других органов исполнительной власти, а также оформляет отношения с иностранными государствами.
Судебная власть в России не является самостоятельной ветвью власти, она является одним из компонентов системы органов государственной власти. Судебная система состоит из Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, высших судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Суды применяют закон в конкретных случаях и защищают права граждан и организаций. Конституционный суд контролирует законность законодательных актов и принимает решения по конституционным вопросам.
Местная самоуправляемая власть - это еще одно ветвление публичной власти, которая осуществляет управление на местном уровне. Она представлена местными органами власти, такими как городские и сельские администрации, и избирается населением на соответствующем территориальном уровне. Местная самоуправляемая власть выполняет функции внутреннего управления и организует предоставление услуг населению на местах. Она также осуществляет контроль над деятельностью предприятий, оказывает поддержку социально-экономическому развитию регионов и проводит местные выборы.
В ряде случаев может быть установлено иное подразделение властных полномочий в различных российских субъектах. Например, несколько субъектов Российской Федерации имеют особый статус, который предусматривает большую автономию в реализации своих властных функций. Такие субъекты, такие как Чеченская Республика, Татарстан, Башкортостан, и др., имеют свои законы и органы власти, в том числе и национальные парламенты.
Основное преимущество системы разделения властей состоит в том, что разные ветви власти контролируют и сбалансировано ограничивают друг друга, обеспечивая гарантии защиты прав граждан и предотвращая возможность слишком сильного концентратированного влияния власти в одних руках.
Однако несмотря на формальную систему разделения властей, в России есть определенные проблемы и недостатки в функционировании государственного аппарата. К примеру, наблюдается доминирование исполнительной власти и президентского аппарата над остальными ветвями власти, что ограничивает их независимость. Некоторые политики и общественные деятели также утверждают, что судебная система не всегда независима и не способна гарантировать справедливость и защиту прав граждан.
Более того, в России существует сложность в восприятии и применении законодательства, что иногда приводит к необоснованному ущемлению прав граждан и ограничениям на свободу выражения мнения и ассоциаций. Кроме того, уровень коррупции в некоторых органах власти и правоохранительных органах остается достаточно высоким.
В целом, несмотря на некоторые проблемы и недостатки, существующая система разделения властей в России предоставляет возможность для баланса и контроля между различными ветвями власти. Она играет важную роль в обеспечении стабильности функционирования государства, защите прав граждан и в развитии демократических практик в России. Однако, для большей эффективности работы должны быть предприняты дополнительные шаги для консолидации правового государства и укрепления институтов гражданского общества.