В период централизации на Руси в XIV-XVI веках органы государственной власти и местное управление прошли через значительные изменения. Этот период отмечен регулярными централизационными реформами, направленными на укрепление и расширение власти московского государства.
Органы государственной власти на Руси в этот период включали в себя великого князя (позднее царя), совет бояр и Думу. Великий князь обладал всей полнотой власти, включая законодательную, исполнительную и судебную. Он был высшим представителем государственной власти и действовал на основе различных юридических актов и указов.
Совет бояр состоял из представителей самых значимых и влиятельных боярских родов. В его обязанности входило принятие коллегиальных решений по важным вопросам государства. Он также был высшим совещательным органом при великом князе и имел право участвовать в управлении государством.
Дума была собранием депутатов, представителей различных категорий населения, включая духовенство, дворянство, городскую и сельскую общину. Она формально обладала правом на внесение предложений, критику деятельности власти и принятие законодательных актов, но ее влияние на принятие решений было ограничено.
Местное управление в период централизации также прошло значительные изменения. Ранее существовавшая система городских господ была заменена новой системой управления, основанной на концепции «три_STAR_STARиза». Это была иерархическая система власти в городах, включающая городского голову, командиров, старост и участковых. Главой города был городской голова, который назначался центральным правительством и обладал правами руководить городским самоуправлением. Командиры и местные старосты были назначены для поддержания порядка и контроля за населением, а участковые занимались проблемами общественной безопасности и выполнением определенных исполнительных функций.
В период централизации активно проводилась политика усиления государственного контроля над местным управлением и суждением полномочий городских государств. Городские политические свободы ограничивались, и местные городские органы самоуправления становились все более зависимыми от центральных властей. Великий князь и его правительство активно старались подчинить себе и контролировать деятельность городских господ, чтобы обеспечить соблюдение законности и поддерживать порядок.
Однако влияние местного населения на принятие решений в городах не исчезло полностью. Местные городские элиты все еще имели определенные полномочия и могли влиять на власть через лоббирование интересов или непосредственное обращение к вышестоящим органам власти. Они также могли представлять интересы города в думе и стараться влиять на принятие решений.
Кроме того, в некоторых регионах Руси сохранялись особые формы местного управления, которые были признаны официальными. Например, в Рязанском княжестве существовала система «поповщины», в которой духовные лица играли важную роль в местном управлении. Они были включены в городские правительственные органы и имели определенные полномочия.
Таким образом, в период централизации на Руси органы государственной власти и местное управление прошли через значительные изменения. Государственная власть была концентрирована в руках великого князя и его боярского совета, и были сделаны попытки сократить полномочия местных органов самоуправления и усилить контроль над ними. Однако местные городские элиты все еще имели определенное влияние, и в некоторых регионах сохранялись особые формы местного управления.