Одним из основных инструментов государственного управления являются внешнеполитические ведомства, которые отвечают за взаимодействие государства с другими странами и участие в международных отношениях. Однако, в условиях изменения политической ситуации и появления новых вызовов, таких как глобализация и транснациональные проблемы, старые системы управления перестают быть эффективными и нуждаются в переформулировке.
Франция и Англия - две крупнейшие экономики и ведущие политические силы в Европе, которые тоже столкнулись с необходимостью изменения своих внешнеполитических ведомств. Рассмотрим каждую страну по отдельности.
Франция
В Франции до 2007 года контроль за внешнеполитической деятельностью осуществлялось Министерством иностранных дел. Тем не менее, в рамках реформы, проведенной президентом Николя Саркози, был создан новый институт - Министерство Европы и иностранных дел (MFAE). Оно было создано для того, чтобы усилить влияние Франции в Европе и мире и обеспечить более эффективное управление французской внешней политикой.
MFAE интегрировала в себя Министерство иностранных дел и Министерство европейских дел, и эта переформулировка министерств обеспечила более тесную координацию их работы. Кроме того, были созданы новые отделы, такие как Отдел по вопросам безопасности и мировой стабильности и Отдел международных экономических отношений, для улучшения управления конкретными вопросами внешней политики.
Примером успешной работы нового ведомства может служить участие Франции в работе по урегулированию конфликта в Сирии. Франция активно выступает в качестве противника режима Башара Асада и уже не первый год непосредственно вкладывает значительные ресурсы и до сих пор закладывает базу присутствия на территории Сирии.
Англия
В Англии управление внешнеполитической деятельностью до 2020 года осуществляла Министерство иностранных дел и Содружества. В результате реформ государственного управления, проведенных премьер-министром Борисом Джонсоном, был создан новый департамент - Министерство иностранных дел, развития и общественного развития (FCDO).
FCDO взяло на себя функции Министерства иностранных дел и Содружества, Министерства для международной торговли и Министерства развития международных отношений и Общественной помощи, и создало новые отделы по различным направлениям: Азия, Африка, Америка и Европа.
Эти изменения нацелены на укрепление позиций Великобритании в мировых делах в условиях Brexit и снижения роли Европейского союза. FCDO также призвано помочь Англии стать более глобальной на транснациональных основаниях, и своей деятельностью оно обеспечивает новое направление для страны в многообразной международной системе.
В результате переформулировки внешнеполитических ведомств Франции и Англии, был достигнут более эффективный подход к решению многих сложных вопросов, вызываемых современной глобализацией. И это может служить примером для других государств, находящихся на пути реформирования своих внешнеполитических ведомств.