Евгений Ильин, российский писатель, мыслитель и педагог, предложил свою систему работы в преподавании литературы как предмета, формирующего человека. Эта система базируется на том, что литература - это не просто совокупность текстов, а своеобразная культурологическая практика, целью которой является воспитание души и мышления учащихся.
Ключевым элементом системы работы Ильина является так называемый "метод вопросов". Изучение литературы становится смысловым, если ход изучения происходит в соответствии с регулярным выяснением со стороны преподавателя третьего элемента знания, который возможен путём формулирования вопросов.
Эта система преподавания литературы интегрирована в общую систему гуманитарного образования и базируется на философских и педагогических идеях русской и западной культуры.
Система работы Ильина включает в себя несколько этапов:
1. Этап знакомства со сказкой
На этом этапе преподаватель знакомит учеников со сказками разных народов и культур. Он задает вопросы, направленные на выявление особенностей каждой сказки, и ее поэтической и философской значимости.
2. Этап изучения драмы
На этом этапе ученики изучают драматургию, исследуют конфликты между протагонистом и антагонистом, творят поэтические работы на основе текстов драматических произведений.
3. Этап изучения романа
На этом этапе ученики описывают архитектуру романа, исследуют его сюжет и героев. Преподаватель задает вопросы, направленные на выявление структуры романа, сюжетной идеи и его стилистических характеристик.
4. Этап изучения поэзии
На этом этапе ученики изучают разные формы стихосложения, ритм и рифму. Они создают собственные стихотворения, анализируют стихотворения разных авторов и их стилистику.
5. Этап синтеза
На этом этапе ученики соединяют все предыдущие знания, чтобы создать собственное литературное произведение. Они также обсуждают эти произведения, обменяются мнениями и оценивают свою работу.
Ильин считал, что литературное образование должно формировать у учеников культурную импровизацию, критическое суждение и гуманитарный идеал. Он боролся с тенденцией учительской общественности преподавать литературу как часть курса русской литературы, предлагая вместо этого передавать студентам осознание нравственных и философских аспектов текстов.
Таким образом, система работы Е.Н. Ильина - это система, объединяющая основные научные идей и подходы к образованию, которые формируют личность студента через литературу. Это модель, которая позволяет ученикам осознавать культурные и эстетические ценности в литературном произведении, а также развивает у них критическое мышление и литературную грамотность.