Одним из первых отечественных психологов, занимавшихся изучением памяти, был Иван Сеченов, автор книги «Память и воля». Он создал концепцию памяти, основанную на законе ассоциации. Идеи Сеченова, связанные с построением ассоциативных связей, нашли свое продолжение в учении Ивана Павлова о условных рефлексах, в основе которых лежит процесс формирования и сохранения ассоциаций.
Сочетание экспериментального анализа и анализа поведения людей в реальных ситуациях было характерно для исследований Московской психологической школы. Эта школа создала первые нормативные критерии для оценки памяти – критерий точности и критерий полноты. Например, Н.Ф. Федоренко и К.В. Судакова провели исследование, в котором исследовали зависимость точности запоминания от количества воспроизведений материала и времени интервала между воспроизведениями. Результаты показали, что повторные воспроизведения материала улучшали точность запоминания, а оптимальным временем интервала являлся интервал в десять минут. Это исследование стало отправной точкой для последующих работ, связанных с изучением влияния интервалов и частоты повторений на процессы запоминания.
Большой вклад отечественных психологов в учение о памяти принадлежит Леву Выготскому, который в своих работах затронул вопросы организации памяти и механизмов ее развития. Выготский отметил, что человеческая память не является пассивным хранилищем фиксированных данных, а является активным процессом, который меняет и формирует знания в зависимости от контекста. Согласно его теории, память образуется на основе комбинации личностных и социальных факторов, таких как культурно-историческое наследие, символическая система общества и образование.
Другой важный вклад отечественных психологов в учение о памяти принадлежит Александру Лурия, который занимался изучением механизмов памяти у людей с поражением мозга. Он исследовал работу памяти с помощью интервью и экспериментов на запоминание слов, чисел и геометрических фигур. Лурия определил три основных элеменента памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он также использовал метод доминирования для исследования взаимоотношений между различными типами памяти.
Также следует отметить наработки Андрея Леонтьева, который занимался проблемой управления памятью у человека. Леонтьев разработал целостную теорию памяти, которая включает в себя три основных компонента: технический, содержательный и функциональный. Он основал семиотическую теорию памяти, в соответствии с которой запоминание представляет собой систему знаков, необходимых для воспроизведения информации.
В целом, отечественные психологи сделали значительный вклад в развитие учения о памяти. Они создали теоретические модели и разработали методы исследования, которые используются в мировой психологии до сих пор.