В президентских республиках глава государства не имеет права на роспуск парламента по ряду причин.
Первая причина заключается в том, что в президентской республике глава государства (президент) не является политическим представителем нации и не пользуется таким же уровнем прямой легитимности, как парламент. В президентских республиках выборы президента и парламента проводятся отдельно, и президент избирается гражданами непосредственно или через коллегиальные органы. Поэтому президент не обладает такими политическими мандатами и не пользуется такой же поддержкой национального суверенитета, как парламент. Если президент имел бы право роспуска парламента, это могло бы означать нарушение принципа разделения властей и превращение президента в диктатора или монарха, который может роспускать парламент по своему усмотрению. Такое положение противоречило бы концепции президентской республики, где власть разделена между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Вторая причина связана с необходимостью обеспечения стабильности и независимости парламента. Роспуск парламента президентом может создать проблемы в работе государства, особенно если парламент играет ключевую роль в принятии решений и контроле над правительством. Роспуск парламента может привести к перебоям в работе правительства, изменениям в политической конфигурации и даже критическим ситуациям, связанным с незавершенными законодательными инициативами, бюджетными процедурами и прочими государственными функциями. Такая нестабильность может негативно влиять на экономику, социальное положение населения и доверие граждан к политической системе. Поэтому во многих президентских республиках существуют механизмы для защиты парламента от произвольного роспуска президентом, такие как отсутствие или жесткие ограничения на право роспуска.
Третья причина связана с принципом равенства и взаимозависимости исполнительной и законодательной власти. В президентской республике президент и парламент являются независимыми и равноправными ветвями власти, каждая из которых обладает своими функциями и компетенциями. Следовательно, президент не может принимать односторонние решения по роспуску парламента, так как это нарушило бы принцип разделения властей и привело бы к преобладанию исполнительной ветви власти над законодательной. Роспуск парламента может рассматриваться как акт политической воли президента, несоответствующий конкретным правилам и процедурам, установленным для законодательной власти. Это было бы несправедливо и противоречило бы основным принципам демократического правления.
Четвертая причина связана с гарантией государственной неприкосновенности и защиты прав и свобод граждан. Президентский режим, основанный на принципах конституционного права и правового государства, имеет цель обеспечить стабильность, законность и защиту прав и свобод всех граждан. Роспуск парламента президентом может вызвать политический и правовой кризис, который может повлиять на законность и легитимность решений и действий парламента, а, следовательно, и на права и свободы граждан. Поэтому ограничение или запрет на право роспуска парламента президентом служит гарантией обеспечения прав и свобод граждан, государственной неприкосновенности и независимости законодательной власти.
Таким образом, отсутствие права роспуска парламента у президента в президентской республике обусловлено несколькими принципами и целями, такими как разделение властей, обеспечение стабильности, защита прав и свобод граждан и независимость законодательной власти. Эти принципы и цели являются основополагающими для демократического правления и гарантируют равновесие и взаимозависимость между исполнительной и законодательной ветвями власти в президентском режиме.