Модель 4PL-провайдеры является одной из наиболее популярных в текущей ситуации в сфере логистики. Перед тем, как перейти к рассмотрению преимуществ и недостатков данной модели, следует вкратце описать, что она представляет собой.
Модель 4PL-провайдеры – это форма организации логистических процессов, когда одна компания (4PL-провайдер) централизует управление всеми логистическими потоками других компаний (3PL и 2PL-провайдеров), предоставляя им свои услуги и координируя их взаимодействие. В основе данной модели лежит идея того, что компания-заказчик привлекает наемного логистического оператора (4PL-провайдера), который, выходит на внешний рынок и в свою очередь привлекает 3PL-провайдеров для исполнения услуг – организации транспортировки, складирования, упаковки, страхования груза, обработки документов и т.д.
Перейдем к рассмотрению плюсов 4PL-провайдеров:
1. Централизация. Компания-заказчик может сконцентрировать свои усилия на основных запланированных целях, позволяя 4PL-провайдеру решать операционные вопросы.
2. Экономия расходов. Узкоспециализированные компании – 3PL- и 2PL-провайдеры, ищут возможности для реализации своих конкурентных преимуществ, снижая цены на свои услуги. Один из результатов – это значительное сокращение трат на логистику в целом.
3. Инновации в логистике. 4PL-провайдеры остаются на первой линии разработки наиболее продвинутых методов и решений, что позволяет компаниям-заказчикам воплощать в жизнь свои идеи и проекты, повышать эффективность логистической стратегии.
4. Контроль качества. 4PL-провайдеры принимают на себя ответственность за работу 3PL- и 2PL-провайдеров, устанавливают регламенты работ и контролируют их соблюдение. Это позволяет инкорпорировать оценочные, ревизионные и мониторинговые контроли в рамках цепочки предоставления услуг.
Теперь рассмотрим недостатки модели 4PL-провайдеры:
1. Сложный контроль и управление. 4PL-провайдер является централизованным звеном в системе сбыта, управление которым может быть вызовом. Ведь есть необходимость управлять множеством подрядчиков на удаленных направлениях, а также внутренними логистическими процессами.
2. Потеря гибкости. Контролирование всех логистических потоков может привести к потере гибкости в момент, когда малейшее отклонение в работе одного из поставщиков может существенно запутать их работу, и переход к новому потенциально более эффективному поставщику становится очень сложным.
3. Финансовые расходы на 4PL-провайдера. Введение 4PL-провайдера в цепочку поставок логистики наверняка увеличит затраты на логистику, ведь придется переплачивать за дополнительную организацию.
4. Конфиденциальность. 4PL-провайдеры, как правило, имеют доступ к конфиденциальной информации компаний-заказчиков, которые могут использоваться у них в коммерческих целях.
Критерии сравнения 4PL-провайдеров можно разделить на следующие категории: стоимость, качество услуг, гибкость, доступность информации.
1. Стоимость. Здесь модель 4PL в целом может быть дороже по сравнению с другими, однако теоретически экономия в долгосрочной перспективе должна возрасти с уменьшением общего количества сторон и экономии на оплате труда и других прямых расходах.
2. Качество услуг. Провайдер 4PL ведет полный контроль над операциями проектов, что приводит к высокому качеству логистических услуг, что обеспечивает высокую степень удовлетворения клиентов.
3. Гибкость. В связи с высокой степенью централизации и контроля могут возникнуть проблемы с гибкостью в изменениях и адаптации, как, например, переход на новый поставщик или потребности клиента.
4. Доступность информации. Прозрачность и доступность информации в случае 4PL-провайдера не является одной из их преимуществ из-за централизации управления.
Итак, модель 4PL-провайдеры подходит компаниям, которые хотят сосредоточиться на своей основной деятельности, но дорожат высоким качеством услуг и готовы потратить дополнительные деньги на эффективное управление логистическими процессами. Недостаток гибкости может быть урегулирован, если данная модель используется для долгосрочного, планируемого проекта . Однако, удаление простоты, недостаток прозрачности, и ограничения гибкости означают, что команда управления должна серьезно продумывать, прежде чем выбирать модель 4PL-провайдер.