В XVIII–XIX вв. Россия демонстрировала высокий уровень научного и образовательного развития, который в значительной мере повлиял на дальнейшую историю страны.
В XVIII веке в России появляются первые научные учреждения, такие как Академия наук и Медико-хирургическая академия. Они занимались исследованием различных областей науки, включая физику, математику, астрономию, химию, медицину и другие. Академия наук выделялася своими исследованиями в области естественных наук, а Медико-хирургическая академия занималась медицинскими исследованиями.
Одним из наиболее выдающихся ученых России XVIII века был М. В. Ломоносов, который занимался исследованиями в области химии, физики, астрономии, геологии и литературы. Он считается основателем русской научной школы.
В XIX веке Российская империя продолжила свое научное развитие, начавшиеся в XVIII веке. В этот период Казанский, Московский, Петербургский университеты развиваются в центры науки и образования. Здесь научные исследования проводились во многих областях, включая физику, математику и языкознание. Важным достижением в этот период было открытие И. М. Сеченовым нового направления в науке – физиологии.
Небезызвестными учеными России XIX века были: Д. И. Менделеев, основоположник современной химии; И. П. Павлов, создатель теории условных рефлексов и Н. Е. Жуковский, выдающийся математик.
Важным достижением в XIX веке в России было также создание полного образовательного курса – от начальной школы до университета. Ранее образование было доступно только для аристократии, но теперь государство начало способствовать развитию образования и доступности для широких слоев населения.
Однако далеко не все было так гладко в сфере науки и образования в России в XVIII–XIX вв. Существовали ограничения на свободу научных исследований, а также на доступ к образованию, особенно для женщин и крестьян. Кроме того, политические изменения в стране также отражались на научном и образовательном прогрессе.
В целом, наука и образование в России XVIII–XIX вв. были важным фактором в развитии страны и оказали значительное влияние на мировую науку и культуру. Однако при этом следует учитывать как положительные, так и негативные факторы, связанные с этими процессами.