Теория счастья в утилитарианизме Иеремии Бентама является основополагающим принципом этой философской теории. Утилитарианизм, как идеология, утверждает, что главной целью в жизни человека является достижение счастья. В этом эссе мы рассмотрим основные принципы утилитарианизма Бентама и его концепцию счастья.
Бентам является выдающимся английским философом и социологом XVIII-XIX веков и одним из основателей утилитаризма. Его теория основывается на идее, что ценность любого действия зависит от количества счастья, которое оно приносит наибольшему числу людей.
В центре теории Бентама находится понятие утилиты, которая определяется как мера удовлетворения или неудовлетворения, которые человек получает от определенных действий или событий. У него также есть понятие "приятность" или "боль", которые являются основными критериями, по которым оцениваются утилиты.
Согласно Бентаму, удовлетворение и счастье являются основной целью каждого человека. Он полагает, что люди поступают в соответствии с принципами собственного интереса и стремятся получить максимальное количество удовольствия и минимальное количество боли.
Основной принцип утилитарианства Бентама заключается в том, что главной целью каждого общества должно быть обеспечение наилучшего благосостояния для наибольшего числа людей. Для достижения этой цели все действия и решения должны быть направлены на максимизацию суммарной утилиты общества.
В утилитарианизме каждому действию или решению присваивается численное значение в соответствии с уровнем счастья, которое оно приносит людям. Чтобы определить, какое действие является более предпочтительным, нужно сравнить суммарное количество утилиты (удовольствия минус боли), которые оно принесет.
Теория Бентама основывается на принципе потока счастья, который подразумевает, что каждая утилита равнозначна независимо от того, кому она доставляет удовольствие или беспокойство. Бестелесный образ мышления Бентама не делает различий между разными видами счастья или степенями наслаждения. Он считает, что удовольствие и болезнь обладают общим основанием, идеи общей полезности, которая обусловлена своим содержанием утилиты, приспособленного до достижения самого большого счастья для самого большего числа людей.
В своих работах Бентам разработал также принцип "принципа наибольшей сладости" (принцип наибольшего удовольствия). Этот принцип гласит, что при принятии решений или принятии морального выбора, человек должен стремиться к достижению наибольшего количества удовольствия и минимизировать количество боли. Это означает, что в любой ситуации должно быть принято решение, которое принесет наибольшую сумму удовольствия для наибольшего числа людей.
Стоит отметить, что теория счастья в утилитарианизме Бентама имеет ряд критических моментов. Некоторые исследователи считают, что счастье - это слишком сложное и субъективное понятие, чтобы использовать его в качестве основы для принятия общественных решений. Они указывают на то, что оно может быть различным для разных людей и культур, и что важно учитывать и другие факторы, такие как справедливость и права человека.
Кроме того, теория Бентама не учитывает длительность удовольствия или боли. Например, она не принимает во внимание долгосрочные последствия действий или учет степени интенсивности удовольствия. Таким образом, принцип наибольшего удовольствия может привести к ситуации, когда несколько людей могут получать небольшое удовольствие во время страданий большего числа людей.
Однако, несмотря на свои недостатки, теория счастья Бентама все еще остается одной из основных концепций утилитаризма и оказывает влияние на различные сферы жизни, в том числе на политику, экономику и этику. Его теория направлена на создание лучших условий жизни для каждого человека, минимизацию страданий и максимизацию счастья.