Проблема принятия самим себя - одна из вечных, особенно актуальная для литературной творческой личности. Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, не стал исключением. В статье Ю. И. Айхенвальд "Великий провокатор" рассматривается именно эта проблема в контексте литературного наследия Пушкина.
Автор подчеркивает, что Пушкин всегда ставил перед собой задачу быть оригинальным, любимым и признанным народом поэтом. Вместе с тем, Пушкин осознавал, что его эпоха именно такого великого поэта не требовала. Айхенвальд цитирует известные строки Осипа Мандельштама: "Если Пушкин был русалкой морской, то в своей эпохе он был жалким прудом". Эта фраза подчеркивает, что Пушкин сам не мог принять себя, свою роль и значение в истории своего времени.
Айхенвальд примерно в двух словах формулирует проблему Пушкина: "почему его (Пушкина) Поэзия - пока ярчайший среди ориентиров нац.лит-ры, - оказ-ся впереди ориентира самого поэта?" То есть, поэт сам был не в состоянии осознать и оценить свое собственное величие и свое место в литературной истории. Таким образом, Пушкин страдал от проблемы "самосознания".
Примером из литературы, который помогает осознать данную проблему, можно привести сюжет Достоевского "Записки из мертвого дома". В этом романе, также как и в творчестве Пушкина, поднимается вопрос самоидентификации, принятия самим себя. Главный герой, Алексей Иванович, осужденный каторжанин, борется со своим "я". Он не может принять свою участь, свою жизнь и потерю свободы. Он внутренне раздирается между желанием принять свое положение и нежеланием смириться с ним. Это яркий пример конфликта "я" с самим собой.
Помимо этого, Достоевский также затрагивает тему поиска истинного "я", как и Пушкин. Например, в романе "Бедные люди" главный герой, Макар Девушкин, также борется с проблемой самоопределения. Он ищет свое истинное место в жизни, свою призвание, но постоянно встречает преграды и не может принять себя таким, какой он есть. Таким образом, Достоевский, аналогично Пушкину, поднимает проблему принятия самим себя и вопрос самоидентификации.
Возможно, одна из причин того, что Пушкин не мог принять себя и свое величие, заключалась в том, что на протяжении всей своей жизни он постоянно ощущал конкуренцию и зависть со стороны своих современников и коллег по литературе. Пушкин часто ощущал себя одиноким и не понимаемым. В стихотворении "Встреча" Пушкин пишет: "Один я в восхищенье томлюсь и силу таю." Это выражение одиночества и неудовлетворенности является отражением его проблем с принятием самого себя.
Опять же, это напоминает о последствиях конфликта "я" с самим собой, который так присущ для героев Достоевского. И я считаю, что проблема самоидентификации и принятия самим себя - это одна из важнейших вопросов в жизни любого человека. Все мы как-то ищем свое место в жизни, свое истинное "я". Это долгий и сложный процесс, который требует самоанализа, самокритики, работы над собой.
Таким образом, проблема принятия самим себя неотъемлема для любого искусствоведения и, в частности, литературного анализа. Она возникает у каждого творческого человека, который хочет оставить свой след в литературе и искусстве. Александр Пушкин является примером такого творческого человека, который боролся с проблемой самоидентификации и принятия своей судьбы. Эта проблема также поднимается в творчестве других русских классиков, таких как Федор Достоевский.