Эксперимент в пещере разбойников Музафера Шерифа был одним из первых научных исследований в области социальной психологии, проведенным в 1954 году. Эксперимент проводился под руководством социального психолога Милгрэма и имел целью изучить, насколько далеко люди готовы идти в выполнении приказов авторитетных личностей, даже если эти приказы противоречат их собственной морали.
Эксперимент проходил в лаборатории Йельского университета, где участникам было предложено принять участие в исследовании памяти и научиться запоминать ряды цифр. Участники были разбиты на две группы - «участника» и «учителя», которые, по их утверждению, ранее определялись случайным образом. «Учителю» было сообщено, что он будет наказан небольшим электрическим разрядом при каждой ошибке, которую совершит «участник». Но, в действительности, «участники» были актерами, которые притворялись, что им причиняет боль электрический разряд.
Каждый раз, когда «участник» совершал ошибку, «учитель» должен был увеличивать уровень электропотенциала. Ученые хотели узнать, будет ли «учитель» продолжать увеличивать уровень электропотенциала, даже когда «участник» попросит прекратить. Ученые хотели узнать, насколько далеко люди готовы идти в выполнении приказов авторитетных личностей, даже если эти приказы противоречат их собственной морали.
В ходе эксперимента было установлено, что большинство «учителей» продолжили увеличивать уровень электрических разрядов, даже когда «участники» хотели прервать эксперимент или уже казались беспомощными и бессильными. Это показало, что люди готовы идти на нарушение своих собственных моральных и этических установок ради выполнения приказа.
Эксперимент был жестко критикован в научной среде за нарушение прав и автономии участников, и несколько раз было повторено с учетом требований научной этики. В результате, эксперимент Милгрэма стал одним из самых влиятельных исследований в области социальной психологии и продолжал влиять на исследователей в этой области даже спустя десятилетия после его проведения.