Семейный институт – один из важнейших и основных институтов общества, который отражает в основном социально-экономические отношения и культурный уклад общества. Многие мыслители и социологи, такие как Маркс, Энгельс, Дюркгейм, Вебер, Бурдье, Гидденс и многие другие, изучали семейный институт в своих социологических трудах. В этой главе мы попытаемся рассмотреть семейный институт, с точки зрения теории Макса Вебера.
В первую очередь, Макс Вебер подходил к анализу семейного института с точки зрения социального пространства и социальной мобильности. Согласно его теории, в разных обществах существуют различные формы семейных отношений, которые в свою очередь связаны с более широкими структурами общества, такими как политика, экономика, религия и культура.
Кроме того, Вебер соотносил разные виды семей с разными уровнями социальной мобильности и общественной структуры. Он считал, что семейность сохраняется в тех случаях, когда ее форма соответствует текущим общественным требованиям и социальному положению семьи.
В современном обществе, семейный институт нередко ассоциируется с институтом брака. Тем не менее, Вебер указывал, что форма семьи может быть разной в разных обществах и у разных культурных групп. К примеру, у некоторых этнических групп существует традиция полигамии, а в некоторых племенах на протяжении многих поколений существуют семейные кланы, в которых родня связана общей территорией и управлением.
Вебер рассматривал благополучие и кризис семьи, с точки зрения экономических факторов. Он писал, что в условиях кризиса экономики, женщины часто вынуждены искать работу для поддержания своей семьи. Это приводит к изменению семейной роли и функции. В тоже время, он подчеркивал важность здоровых семейных отношений в предотвращении кризиса, так как семья действует как элемент социального защитного щита для защиты своих членов в условиях социальной нестабильности.
Вебер также писал о том, что семья должна выполнять многие задачи в обществе в целом, не только поддерживать репродуктивный процесс, но и создавать организационные формы, регулирующие совместную жизнь людей и обеспечивающие устойчивое существование общества. Семья также является важным элементом социального контроля, контролирующим и нормирующим отношения между людьми.
Одним из видов семьи, которую рассматривал Вебер, была корпоративная семья. Она была основана на традициях и привилегиях, которые переходили от одного поколения к другому. В этих семьях, существовало более тесное взаимодействие между членами, которое обеспечивало устойчивость не только для семьи, но и для отдельных индивидов. Однако, это также могло привести к недостатку мобильности и индивидуальных свобод.
Таким образом, семья, согласно теории Макса Вебера, является основным институтом общества, который отражает его социально-экономические отношения и культурный уклад. Семья выполняет многие задачи в обществе, такие как репродуктивный процесс, создание организационных форм и устойчивое существование общества. Кроме того, семья также является важным элементом социального контроля и контролирует и нормирует отношения между людьми. Семейный институт различен в зависимости от культурных групп и общественной структуры, но необходим для устойчивого существования индивидов и общества в целом.