Тема урока: Деепричастный оборот.
Цели и задачи урока:
- Познакомить учеников со смыслом и функциями деепричастного оборота в предложении.
- Разобраться в правилах использования деепричастных оборотов.
- Привести примеры из художественной и научной литературы, показывающие значение данной конструкции в разных контекстах.
Ход урока:
I. Организационный момент (5 минут).
Ознакомление с темой урока. Объяснение значимости изучения данной темы для расширения своего словарного запаса и улучшения письменной и устной речи.
II. Основная часть (35 минут).
1. Теоретическая часть.
- Определение деепричастного оборота как части сложного предложения, представляющей собой глагольную форму, подчиненную предложению с помощью союзов «когда», «причем», «раз», «так», «хотя» и т.д., и имеющей значение действия, совершаемого одновременно или параллельно с действием, выраженным главным предложением.
- Особенности образования деепричастных оборотов. Употребление герундия или инфинитива с соответствующими предлогами.
- Функции деепричастных оборотов в предложении: дополнение, обстоятельство, определение и пр.
2. Практическая часть.
- Разбор примеров предложений с деепричастными оборотами, выделение их места в предложении, функций и значения.
- Обсуждение возможных вариантов перестановки деепричастных оборотов в предложении для изменения интонации и акцента.
- Упражнения на составление предложений с деепричастными оборотами.
III. Заключение (10 минут).
- Подводим итоги урока. Ученики выражают свое мнение о трудностях, с которыми они столкнулись при изучении данного материала.
- Домашнее задание: написать небольшой текст, содержащий не менее трех деепричастных оборотов.
Пример упражнения на составление предложений с деепричастными оборотами:
1. Предложение с деепричастным оборотом в функции дополнения:
Новости пришли, озвучивая последние события.
2. Предложение с деепричастным оборотом в функции обстоятельства:
Смеялись, слушая шутки друг друга.
3. Предложение с деепричастным оборотом в функции определения:
Врач выписал рецепт, указывая необходимые дозировки.
При выполнении домашнего задания ученики могут использовать деепричастные обороты в разных контекстах: в рассказах о своих любимых картинах, книгах, фильмах, путешествиях, в научных изысканиях и т.д. Это позволит им лучше понять, как важно владеть такими структурами языка, чтобы расширить границы своего экспрессивного потенциала.