Макс Вебер в своих исследованиях ставил перед собой задачу понять основные черты и особенности формирования образовательных институтов, в том числе и их роли в формировании общественного сознания. В работах Макса Вебера об образовательных институтах можно выделить несколько ключевых моментов.
В первую очередь, Вебер считал, что образование является важной составляющей для формирования культурной и социальной жизни каждого общества, так как именно благодаря образованию люди приобретают необходимые знания и навыки, которые позволяют им успешно существовать в обществе.
Однако Макс Вебер также обращал внимание на то, что образовательный институт не является просто инструментом передачи знаний и навыков обществу, но также может выполнять и ряд социальных функций. Так, например, образовательный институт может быть механизмом, который обеспечивает мобильность в социальной структуре общества. Вебер подчеркивал, что чем выше уровень образования у человека, тем выше его социальный статус и возможности. Например, уровень образования может определять место человека в социальной иерархии общества.
Второе, на что обращал внимание Макс Вебер при изучении образовательных институтов, это их универсальность. Он полагал, что образование должно быть доступно всем слоям общества, независимо от социального статуса или культурного наследия. Именно поэтому Макс Вебер считал, что образовательный институт должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать свободный доступ к знаниям для всех граждан общества. В том числе и для тех, кто не имеет возможности оплатить образование.
Третьим важным моментом в исследованиях Макса Вебера об образовательных институтах является учет традиций и достижений, которые были накоплены образовательной системой в прошлом. Вебер подчеркивал, что на базе этих достижений необходимо строить новые знания и технологии, а также применять их в целях улучшения существующей образовательной системы.
Таким образом, глядя на образовательный институт с позиций Макса Вебера, мы можем сделать вывод, что это сложный механизм, который выполняет несколько функций в одном: обеспечивает передачу знаний и навыков, формирует культурное сознание, обеспечивает социальную мобильность, учитывает традиционные достижения прошлого, определяет социальный статус человека и многое другое. Весомый пример этого - Лондонский университет.