Эмиль Вебер – известный немецкий социолог, чье имя не раз звучало в контексте различных теоретических подходов. В том числе, он знаменит своим вкладом в развитие образовательной социологии. В данной главе постараемся охватить образовательный институт по Веберу, изложив его основные положения, примеры и критерии.
Первое, что следует упомянуть, это принадлежность образования к сферам вероятностной социологии. Вебер подходил к вопросу организации образования с позиции его структуры и функций, выделив на этом фоне несколько ключевых категорий.
Среди них следует выделить статус-группу, которую он понимал как “социальное устройство, основанное на повседневном признании неприятия или принятия”(Weber, 1922). Речь идет о том, что статус-группы выступают в качестве социальных механизмов, выполняющих функции четкой социальной дифференциации. В рамках образовательного института это может проявляться, например, как разделение на бакалавров и магистров, абитуриентов и студентов, школьников и выпускников.
Также Вебер выделял категорию власти в рамках образовательного процесса. Главная задача определения власти для него заключалась в том, чтобы “равнять государственную силу социальными силами” (Weber, 1904). То есть, образовательный институт в этом контексте – это социальная сила, которая должна иметь право на принятие решений о своей деятельности.
В целом, Веберское видение образования достаточно прозрачно отображает различные его уровни, как индивидуально-личностный, так и социальный.
В первом случае, речь идет об индивидуальной ответственности студентов за свой учебный процесс, а также о возможности использования образования как социального капитала. Например, образование может служить таким социальным действием, которое поможет человеку добиться желаемого статуса, встать на лестницу социальной мобильности, повысить свои возможности на рынке труда.
Однако, это лишь одна сторона медали. Изменяя систему образования, мы неизбежно изменяем и всю социальную структуру. Так, с течением времени образовательный институт начинает играть роль многообразия механизмов социального контроля, регулирования, которые обеспечивают основы социальной структуры.
Кроме того, сущность образовательного института связана с рядом функций, которые ему присущи. Образование, по мнению Вебера, в основном направлено на формирование функциональных качеств личности, обеспечивающих адекватный ответ на существующие в обществе социальные запросы.
Например, в современном обществе, где в вузах все больше курсов по цифровым технологиям, интернет-маркетингу и инновациям, ценность традиционно-гуманитарных наук уменьшается. Этот процесс отражает насколько важно личностное развитие через образование, адаптация к новым технологиям и процессам.
В общем, образовательный институт по Веберу предстает как сложная многогранная структура, которая связывает в себе целый комплекс социально- моральных, психологических и культурных значений, функционирующих на основе определенных принципов. Наличие последних описывает в том числе и то, как образовательный институт позволяет образованным людям реализоваться и достичь успеха в любом профессиональном направлении, обеспечивая тем самым их социальную интеграцию.