Методика исследования содержательных характеристик идентичности личности "Кто Я?" разработана М. Куном и Т. Макпартлендом, с модификацией Т. В. Румянцевой. Эта методика направлена на выявление основных аспектов идентичности личности и самоопределения, а также на установление связей между ними.
Процесс диагностики по этой методике включает несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагается ответить на вопросы, связанные с его самоопределением и представлением о себе. Например: "Как ты себя описываешь?", "Что тебе важно в жизни?", "Что ты хочешь достичь?", "Какие роли ты играешь в своей жизни?" и т.д. Эти вопросы предлагаются в свободной форме, чтобы позволить испытуемому выразить свои мысли и чувства.
На втором этапе испытуемому предлагается заполнить различные опросники, которые помогут квантифицировать идентичность и самоопределение. В частности, использование опросников, таких как "Руководство к собственности", "Жизненная ценность", "Распределение ролей в жизни" и других, позволяет оценить уровень самоуважения, степень реализации своих жизненных ценностей, а также определить роли и наличие конфликтов в жизни испытуемого.
Следующий этап включает анализ данных, собранных в результате выполнения опросников и ответов на вопросы. Полученные результаты могут быть интерпретированы с помощью современных статистических методов и Т-тестов на значимость различий между группами испытуемых. Также может быть проведено качественное исследование, например, методом феноменологического анализа, для более глубокого понимания субъективного опыта испытуемых.
Результаты исследования по предложенной методике позволяют оценить идентичность и самоопределение личности. Например, данные опросников и ответы на вопросы могут указывать на уровень самоуважения испытуемого, его жизненные ценности и их реализацию, а также наличие конфликтов и соответствие между ожидаемыми и реальными ролями в жизни. К примеру, исследование может показать, что испытуемый имеет высокий уровень самоуважения, присваивает большое значение определенным аспектам жизни и успешно осуществляет некоторые роли, однако испытывает конфликты в других областях своей жизни.
Такие результаты исследования ценны для личности самого испытуемого и можут использоваться для практического планирования личностного развития. Например, если исследование выявило низкий уровень самоуважения, то испытуемый может начать более осознанно работать над укреплением своей самооценки. Если идентифицированы конфликты в жизни, то испытуемому может быть рекомендована работа над урегулированием этих конфликтов и поиск альтернативных решений.
Таким образом, методика "Кто Я?" М. Куна и Т. Макпартленда с модификацией Т. В. Румянцевой представляет собой системный подход к исследованию идентичности личности. Используя опросники и вопросы, этот метод позволяет оценить различные аспекты идентичности и самоопределения и выявить связи между ними. Полученные результаты обладают научной достоверностью и могут быть использованы для практической работы над развитием личности испытуемых.