Законодательство различных стран мира отражает их политическую систему, их ценности и принципы. Конституции являются основным правовым актом, который определяет права и обязанности граждан, функции государства и установленные порядки. В некоторых странах конституция может также включать положения о проведении референдумов. В этой статье мы рассмотрим примеры закрепления постановляющего и послезаконодательного референдума в конституциях Турции, Бразилии, Ирана, Казахстана и ЮАР.
1. Турция:
Турецкая Конституция предоставляет гражданам возможность использовать референдум для принятия или отклонения законодательных актов. Согласно статье 90 Конституции Турции, референдум может быть проведен для изменения, отмены или включения новых положений в Конституцию. Для проведения референдума требуется решение Турецкого Гранд Национального Собрания или президента Турции. В случае проведения референдума по вопросу изменения или отмены положений Конституции необходимо получить поддержку 3/5 членов парламента. Если же референдум проводится по другим вопросам, не относящимся к изменению или отмене положений Конституции, такие как принятие новых законов или изменение существующих, то такое решение может быть принято на основе обычного большинства голосов.
2. Бразилия:
Бразильская Конституция предоставляет народу право проводить референдумы как в постановляющем, так и в послезаконодательном порядке. Согласно статьям 14 и 49 Конституции Бразилии, референдум может быть проведен для принятия новых законодательных актов или для изменения или отмены существующих законов или конституционных положений. Референдум может быть проведен по инициативе президента Бразилии, конгресса или народной петиции, которую подписывают не менее 1% избирателей. Для проведения референдума требуется преодоление определенного порога голосов, который зависит от типа референдума: для принятия новых законодательных актов необходимо преодолеть порог в 50% голосов, а для изменения или отмены законов или конституционных положений – порог в 50% голосов абсолютного большинства.
3. Иран:
Иранская Конституция также предоставляет народу право проводить референдумы как в постановляющем, так и в послезаконодательном порядке. Согласно статье 59 Иранской Конституции, референдум может быть проведен для принятия или отклонения новых законов или для изменения или отмены существующих законов. Решение о проведении референдума принимается высшим духовным лидером Ирана, который также устанавливает правила и процедуры его проведения. Для проведения референдума необходимо преодолеть порог голосов – достичь 50% голосов абсолютного большинства.
4. Казахстан:
Казахстанская Конституция также предоставляет народу право проводить референдумы как в постановляющем, так и в послезаконодательном порядке. Согласно статье 5 Казахстанской Конституции, референдум может быть проведен для решения важных вопросов государства или общества. Решение о проведении референдума принимается президентом Казахстана или народным собранием Казахстана, в зависимости от вида референдума. Для проведения референдума требуется преодолеть определенный порог голосов. Например, для принятия новых конституционных законов или изменения или отмены существующих законов необходимо преодолеть порог в 3/4 от общего числа голосов, а для принятия других актов – порог в обычное большинство голосов.
5. ЮАР:
ЮАРская Конституция предусматривает проведение референдумов как в постановляющем, так и в послезаконодательном порядке. В соответствии со статьей 44 ЮАРской Конституции, референдум может быть проведен для принятия новых конституционных изменений или для изменения или отмены существующих положений Конституции. Решение о проведении референдума принимается двумя третями членов парламента или на основе петиции, подписанной не менее чем 20% избирателей. Для проведения референдума требуется преодолеть порог голосов – достичь 50% голосов абсолютного большинства.
Референдумы, как постановляющие, так и послезаконодательные, играют важную роль в конституционных системах различных стран. Они позволяют народу принимать активное участие в принятии политических решений и формировать политику. Однако проведение референдумов требует тщательной подготовки и контроля, чтобы обеспечить честность и прозрачность процесса и возможность каждому гражданину выразить свое мнение.