Для выполнения данной задачи необходимо провести анализ конституций Турции, Бразилии, Ирана, Казахстана и ЮАР с целью выяснить, каким образом в них закрепляется возможность проведения законодательного референдума по предмету и факультативного референдума.
1. Конституция Турции:
В Турецкой конституции указывается, что закон предлагает народу принять или отклонить законодательное предложение путем референдума. Это подразумевает, что законодательный референдум может быть использован для решения определенных законных вопросов.
В то же время, Турецкая конституция не подробно описывает факультативный референдум. Но упоминается, что в случаях, когда возникает разногласие между Президентом и Правительством о проведении референдума, регламентирующую решающую роль имеют глава государства и правительство.
2. Конституция Бразилии:
Конституция Бразилии предусматривает проведение референдума в двух случаях: изменение Конституции и «вызов плебисцита» по конкретным вопросам, которые будут определяться законом. Законода9 тельный референдум по предмету проводится в стране до 180 дней ре18 жима президентских властей, примеры таких референдумов – возможность выдачи разрешения на продажу земли для иностранных граждан.
Конституция также подразумевает возможность проведения факультативного референдума, когда президент по своей инициативе может предложить народу проголосовать по определенному вопросу. Однако, она не дает детальных указаний о том, как функционирует факультативный референдум.
3. Конституция Ирана:
В Иранской конституции нет специфических статей, касающихся проведения законодательного референдума по предмету. Однако, конституция предусматривает проведение референдума по некоторым важным национальным и политическим вопросам, таким как изменение конституции, разрешение войны и мирного договора и провозглашение републики.
Конституция Ирана не ставит факультативному референдуму явную цель, но гарантирует, что народ имеет право быть проконсультированным и может выразить свою позицию по важным национальным и политическим вопросам.
4. Конституция Казахстана:
Конституция Казахстана предусматривает проведение референдума как формы прямого волеизъявления граждан в двух случаях: по вопросам изменения и дополнения конституции и по вопросам решительной национальной важности, включая пограничные изменения, ратификацию и заключение международных договоров и т.д.
В то же время факультативный референдум не упоминается в Казахстанской конституции.
5. Конституция ЮАР:
Конституция ЮАР предлагает две формы референдума: национальный референдум и региональный или местный референдум. Национальный референдум осуществляется по вопросам изменения Конституции и других вопросов, определенных законом. Региональный или местный референдум проводится по вопросам, относящимся к сфере компетенции конкретного региона или местного органа власти.
Факультативный референдум не является частью Южно-Африканской конституции.
Таким образом, из проведенного анализа можно сделать вывод, что все перечисленные конституции предусматривают возможность проведения законодательного референдума по предмету. Однако, факультативный референдум не упоминается во всех конституциях, за исключением Турецкой конституции, которая дает определенные возможности для проведения факультативного референдума при разногласиях между Президентом и Правительством.