Федеративная система Российской Федерации имеет ряд специфических черт, которые отличают ее от других федераций по всему миру. Возможно выделить несколько основных черт данной системы.
Первая специфическая черта федеративной системы России заключается в принципе двуглавия. По Конституции РФ все субъекты федерации являются равными субъектами права, но имеют разные статусы - субъекты с Автономией, субъекты с республиканским формированием и другие. В свою очередь, Российская Федерация – это субъект федерационного права, который также имеет свои законодательные органы и сферу полномочий. Отгороженность двух наддержавных полномочий (Российской Федерации и субъектов федерации) гарантирует независимость и суверенитет субъектов федераций.
Второй особенностью российской федерации является ее деление на субъекты, основанные на национальности, этическом облике и исторических условиях. В России существуют республики, в которых проживает национальные меньшинства, обладающих определенными правами. Примером таких республик может служить Чеченская Республика или Татарстан. Эти республики имеют самостоятельность в сфере культуры, образования и языка, а также имеют право на представительство в органах государственной власти Российской Федерации.
Третьей чертой российской федерации является значительная автономность и самостоятельность субъектов федерации. Субъекты федерации имеют широкий круг прав и обязанностей и внутренний потенциал самоуправления. Они могут иметь свои собственные законодательные и исполнительные органы власти, а также вести свою собственную политику в различных сферах – от экономики до социальной политики. Также субъекты федерации имеют возможность заключать международные соглашения в рамках своих компетенций.
Четвертой специфической чертой российской федерации является сильная централизация власти. В силу исторических причин и слабости местных властей, Российская Федерация как субъект федерации имеет более широкий круг компетенций и возможностей, чем субъекты федерации. Она имеет монополию на некоторые важные сферы, такие как оборона, внешняя политика или федеральные налоги. В то же время, федеральные органы власти имеют возможность поставлять своих представителей на руководящие должности в местных органах власти и тем самым контролировать их деятельность.
Наконец, пятая специфическая черта сложившейся федеративной системы России – изменчивость и нестабильность статуса субъектов федерации. Изменение политической ситуации в регионе или изменение кадрового состава в федеральной власти может привести к пересмотру договоров или изменению статуса субъектов федерации. Примером такого пересмотра является Севастополь, который до 2014 года был городом федерального значения, а после присоединения Крыма к России стал отдельным субъектом федерации. Такие изменения могут привести к нарушению принципа федерализма, что может вызвать недовольство некоторых регионов.
В целом, сложившаяся федеративная система России имеет свои специфические черты, которые отличают ее от других федераций. принцип двуглавия, деление на субъекты по национальности и историческим условиям, автономность и самостоятельность субъектов, сильная централизация власти и возможность изменения статуса субъектов федерации – все это характерные черты российского федерализма. Каждая из этих черт отражает исторические, политические и социокультурные особенности России.