Школы в древности и в средние века имели ряд общих черт в их развитии. В первую очередь, обучение в школах было доступно лишь небольшому числу людей, в основном представителям высших слоев общества. Например, в Древней Греции материалы учебников были созданы для аристократов, и общее население было лишено образования. Подобным же образом на Руси и Западной Европе образование было доступно только избранным.
Кроме того, школы в древности и в средневековье обладали ярко выраженным религиозным уклоном. Христианство в Миддлсаксона Әнгліяция, например, было определяющим элементом в обучении монахов в монастырях. Они изучали латынь, греческий и иудейский языки, философию и теологию, среди других предметов. Это было заложено в основу дальнейшей системы школьного образования в Европе.
Кроме того, в школах древности и средневековья придавалось большое значение классическим языкам: латыни и греческому. Они считались универсальными языками, необходимыми для лучшего понимания философии, теологии и наук. Несмотря на то, что вслед за школами-монастырями, которые были доступны социальному верху, появлялись церкви, домашние школы и т.д., образование в этих школах оставалось доступным только небольшой элитной группе.
В целом, можно отметить, что школы древности и средневековья имели некоторые общие черты в своем развитии, такие как доступность только небольшим группам, религиозный уклон в содержание обучения и большое значение, придаваемое классическим языкам.