Вопрос о существовании несправедливости и ее соотношении с понятием праведности является сложным и многогранным. В нашей обсуждении основой будет служить определение несправедливости как неравномерного распределения вознаграждений или ресурсов, противоречащего принципам справедливости. Принципы праведности, в то же время, можно представить как ценностные ориентиры, которые определяют то, что справедливо или несправедливо в отношениях людей.
Возможность существования несправедливости в рамках праведности можно исследовать путем рассмотрения теорий справедливости и рассмотрения различных аспектов этого вопроса.
1. Объективные теории справедливости: Эти теории определяют справедливость на основе объективных факторов, таких как законы, общественные нормы или справедливое распределение ресурсов. Поэтому в рамках таких теорий не может существовать несправедливость. Например, теория "коммуникативной справедливости" Джона Роулза утверждает, что справедливое общество определяется социальным контрактом, который устанавливается при условии, что распределение ресурсов будет выполняться наиболее выгодным образом для наименее обеспеченных членов общества. В этой теории не предполагается возможность нарушения принципов справедливости.
2. Субъективные теории справедливости: Они отрицают объективные критерии справедливости и утверждают, что справедливость определяется восприятием индивидуальными людьми. В таких теориях могут существовать ситуации, когда один человек считает что-то несправедливым, а другой – справедливым. Например, теория "свободного выбора" Роберта Ноцика утверждает, что справедливость заключается в свободе индивидуума выбирать свои цели и следовать им без внешних ограничений. В рамках такой теории возможно восприятие несправедливости, если чьи-то права ограничиваются или нарушаются.
3. Процедурные теории справедливости: В этих теориях справедливость определяется процедурой принятия решений, а не их результатами. Несправедливость возникает, если процесс принятия решений не соответствует установленным процедурам. Например, теория "справедливого процесса" Майкла Уолдоффа считает, что процедурная справедливость включает разумные и объективные процедуры, где участвующие имеют равные возможности и влияние. В данной теории, если процедуры не соблюдаются, возможно нарушение принципов справедливости.
Таким образом, вопрос о возможности несправедливости в рамках понятия праведности остается открытым. Возможно, одна и та же ситуация может соответствовать принципам справедливости в одной теории и не соответствовать в другой. Для принятия окончательного заключения необходимо учитывать конкретные контексты и критерии, используемые в различных теориях справедливости.