Многообразие жизни на Земле представлено колоссальным разнообразием организмов, которые населяют различные экосистемы. Однако, для учебной программы биологии в школе, необходимо акцентировать внимание на основных типах организмов, наиболее значимых для понимания и изучения биологии.
При обучении многообразию жизни в биологии, может быть использована модель, в которой соотносятся субъективное и объективное знание.
Субъективное знание в данной модели представляет собой представления учеников об организмах, которые они имеют до начала урока. Это могут быть их собственные наблюдения, опыты или просто восприятия. Например, ученик может знать о наличии разнообразных растений и животных в своем окружении, таких как деревья, птицы, насекомые итд. Важно дать возможность ученикам поделиться своими знаниями и представлениями о многообразии жизни, описать свои наблюдения и сделать выводы о том, насколько живой мир разнообразен и удивителен.
Объективное знание в данной модели представлено учебным материалом, который предоставляется учителем. Этот материал обычно включает в себя информацию о различных организмах, их классификации, строении, функциях и взаимодействии в экосистемах. Учитель может использовать интересные факты, иллюстрации, схемы, видеоматериалы и даже преподнести натуральные образцы организмов, чтобы привлечь внимание учеников и помочь им запомнить и понять информацию.
Соотнесение субъективного и объективного знания в данной модели происходит через диалог между учителем и учениками. Учитель должен активно вовлекать учеников, задавать им вопросы, слушать их ответы и поддерживать дискуссию на основе представлений каждого ученика. Также, учитель может акцентировать внимание на том, как субъективное знание учеников соотносится с объективным знанием, представленным в учебном материале. Например, учитель может поставить вопросы в стиле: "Какие из ваших представлений о многообразии жизни подтверждаются информацией из учебника? А какие не подтверждаются?" Это поможет ученикам осознать, что некоторые их представления могут быть ошибочными, и они могут обновлять свои представления на основе новых фактов.
Модель соотнесения субъективного и объективного знания может быть расширена и углублена через проведение практических занятий, например, наблюдения за живыми организмами или эксперименты с ними. Это позволит ученикам лично убедиться в том, что все организмы уникальны и выполняют важные функции в экосистемах. Например, ученики могут провести наблюдения за птицами во дворе школы и составить список различных видов, заметить, каким образом птицы питаются и взаимодействуют друг с другом. После этого, учитель может провести обсуждение на основе полученных результатов и связать их с учебным материалом. Например, учитель может объяснить, что все птицы классифицируются как позвоночные и относятся к классу птиц, и объяснить, каким образом их строение способствует полету и адаптации к разным условиям среды обитания.
Таким образом, модель соотнесения субъективного и объективного знания в учебной программе по биологии позволяет ученикам развивать свое понимание многообразия жизни на основе собственных представлений и знаний, а также на основе учебного материала, который предлагается учителем. Важно акцентировать внимание на диалоге и обсуждении, а также на проведении практических занятий, чтобы ученики могли убедиться в реальности и значимости многообразия жизни на Земле.