Модель и содержание лабораторной работы по русскому языку зависят от целей, поставленных преподавателем и учебной программы. В общем виде лабораторная работа по русскому языку может включать в себя следующие пункты:
1. Тема лабораторной работы.
2. Цель работы, которая может быть сформулирована в виде вопроса, например: "Каким образом средства выразительности литературного языка помогают создавать образ персонажа в художественном тексте?"
3. Теоретический блок, в котором рассматриваются темы, связанные с целью работы. Например, в данном случае это будут средства выразительности языка, такие как образные средства, анафора, эпитет, метафора и др.
4. Практический блок, в котором анализируется художественный текст с точки зрения использования средств выразительности языка. Можно использовать тексты произведений различных жанров: проза, поэзия, драма.
5. Краткое описание методов анализа, которые использовались в работе. Например, текст был анализирован на основе выделения ключевых фрагментов и выделения в них средств выразительности.
6. Результаты работы, в которых описываются особенности использования средств выразительности языка в выбранном тексте. Например: "В романе А.Толстого 'Аэронавты' использованы образные средства для передачи настроения героев, а метафоры используются для создания образов персонажей и передачи тонких нюансов взаимоотношений между ними."
7. Заключение, где подводятся итоги проведенной работы и формулируются выводы.
8. Список использованных источников.
Пример лабораторной работы по русскому языку можно представить на основе анализа произведения Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Цель работы - проанализировать использование стилистических средств в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина".
В теоретическом блоке описывается концепция художественного стиля и его разновидности. Также рассматриваются стилистические средства языка: эпитет, метафора, сравнение, повтор, аллегория, гипербола и др.
В практическом блоке проводится анализ произведения "Анна Каренина" на основе выбранных стилистических средств. Например, выделение эпитетов, метафор, причудливых сравнений и т.д. в тех местах текста, где показывается внутренний мир главных героев и их отношения.
В заключение делаются выводы о том, как использование стилистических средств помогает создавать у автора и у читателя определенное эмоциональное настроение, как они способствуют детальному изучению характеров и построению образа, что позволяет читателю лучше понимать смысл произведения.
Критерии оценки лабораторной работы по русскому языку могут включать в себя правильность выбранной темы, адекватность поставленной цели, наличие теоретического блока с описанием концепции и стилистических средств, качество анализа практического блока, аргументированность и логичность использованных примеров, а также соответствие результатов работы заявленной цели.