Владимир Карлович Шрейбер был одним из известных российских интеллектуалов и философов начала XX века. Он разработал свою концепцию мира и мировоззрения, в основе которой лежит понятие "мифа". Шрейбер считал, что миф является основной формой познания и мировоззрения человека, исходя из этого выделил два типа мифологии - натуральную и социокультурную.
Миф как мировоззренческая структура взгляда Шрейбера представляет собой комплексное представление мира, формирующееся на основе социокультурных и психологических факторов. Для Шрейбера миф - это не только легенды и сказки, но и все формы поведения и мышления, которые характерны для данного общества. Миф - это исторически накопившаяся система представлений, которая объединяет людей и дает им возможность разумно и целостно воспринимать мир и свое место в нем.
По мнению Шрейбера, натуральная мифология направлена на объяснение природных явлений и событий, таких как дождь, гроза, рассвет и т.д. С помощью мифологических представлений человек пытается осмыслить мир вокруг себя и понять, какую роль он играет в этом мире. Натуральная мифология связана с первобытными формами общества и выражает примитивную, непосредственную связь человека с природой.
Социокультурная мифология, по Шрейберу, отражает особенности конкретного социума и предназначена для объяснения культурных явлений и социальных отношений. Социокультурная мифология выстраивается вокруг определенных ценностей, норм и идеалов, которые определяют поведение и мышление людей в данном обществе.
Миф, как мировоззренческая структура, оказывает влияние на все сферы жизни человека - на его восприятие мира, собственного "Я", образования, искусства, политики и многие другие. Шрейбер полагал, что миф порождает символические формы выражения и позволяет человеку осуществить свободный выбор и самоопределение.
Важной особенностью мифа, по Шрейберу, является его образность и символичность. Мифологические представления выражаются в виде образов, которые легко воспринимаются человеком и оказывают на него эмоциональное и рациональное воздействие. Миф передает ценности, идеалы и способы мышления, формируя таким образом мировоззрение человека.
Миф, как мировоззренческая структура, не является статичным и незыблемым. Он развивается и меняется вместе с обществом и адаптируется к новым условиям и вызовам. Миф может превращаться в религию, науку, философию, виды искусства и другие формы социального сознания.
Мифологическое мышление, по Шрейберу, важно для человечества, так как оно развивает чувство принадлежности к общности, поощряет творческое и созидательное мышление и помогает человеку осознать свою роль в жизни и в мире. Миф задает рамки и ориентиры, с помощью которых человек может навигироваться в мире и преодолевать трудности.
Однако, миф, как мировоззренческая структура, также может быть источником ограничений и дискриминации. Он может устанавливать жесткие нормы и запреты, ограничивать свободу мысли и действий. Поэтому, важно осознавать и анализировать мифологические представления, чтобы не стать их жертвой или не оказаться в ловушке ложных представлений.
Понимание мифа как мировоззренческой структуры позволяет более глубоко и всесторонне анализировать и изучать различные аспекты культуры и истории человечества. Мифология является неотъемлемой частью человеческого опыта и помогает нам осмысливать и интерпретировать наше существование. Поэтому, изучение и анализ мифа, включая его мировоззренческую структуру, имеет большое значение для философии и гуманитарных наук.