Литературоведческие основы работы с текстом художественного произведения заключают в себе комплекс знаний и методов, необходимых для анализа и интерпретации литературных текстов. Основные задачи литературоведения - изучение литературного процесса и анализ социальной и культурной роли литературы. В этом контексте, работа с текстом художественного произведения является неотъемлемой частью литературоведческой методологии.
Перед тем, как приступить к анализу художественного произведения, необходимо осуществить его территориальный, материальный и хронологический анализ. В процессе территориального анализа следует определить национальную, географическую и эпоху, к которой принадлежит произведение, а также место, где произведение было написано и издано. Материальный анализ включает в себя изучение формата книги, типографии, типов изображений и т.д. Хронологический анализ позволяет понять, на каком этапе литературной истории произведение было написано, и какие важные события и факты оно отражает.
После этого эти аспекты связываются с текстом произведения, включая изучение способа конструирования текста и методов используемых автором. Анализ начинается с исследования устройства текста на уровне макроструктуры: наличие экспозиции, кульминационного момента, развязки; а также микроструктуры: стилевых особенностей, средств художественной выразительности.
Для проведения анализа текста может использоваться различный теоретический материал. Один из основных методов анализа литературных произведений - семиотический подход. В рамках этого подхода текст рассматривается как система знаков, имеющих значением. Это позволяет выделить лингвистические, культурологические, философские и психологические моменты в произведении.
Существуют также другие методы анализа, такие как герменевтический (рассмотрение произведения в контексте культурного и исторического фона), интертекстуальный (взаимоотношения произведения с другими литературными, художественными и культурными текстами) и аксиологический (оценка мировоззрения автора и его отношения к описываемым явлениям и объектам).
Примером применения литературоведческих методов может служить анализ романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова. Анализируя произведение, можно обнаружить многие семантические и интертекстуальные отсылки, такие как библейские и мифологические мотивы, использование альтернативных архетипов. Кроме того, в произведении имеется множество элементов эпохи сталинского режима, что говорит о том, что произведение можно рассматривать в качестве социальной и политической аллегории.
Таким образом, работа с текстом художественного произведения является важным аспектом литературоведческой методологии. При изучении литературных текстов используются различные методы, такие как семиотический, герменевтический, интертекстуальный и аксиологический подходы. Важно учитывать все компоненты анализа, такие как область применения, структура, способ подачи информации, средства выражения художественного мышления.