Пассионарная теория энтогенеза - это теория, разработанная русским ученым и исследователем Константином Лебедевым. Он был родился 1 апреля 1893 года в семье преподавателя Третьяковского лицея. В 1921 году Лебедев защитил магистерскую диссертацию по этнографии и археологии на тему "Социально-экономический строй гуннов и китайских летописей".
Само понятие "пассионарная теория этногенеза" введено Константином Лебедевым в книге "Пассивный и пассионарный перевороты" (1927 г.). Согласно этой теории, основой развития любой социальной группы, в том числе нации, являются пассионарные, то есть инициативные и творческие личности. Пассионары проявляются в форме интеллектуального и культурного лидерства и форсируют прогресс и развитие общества. Именно они определяют культурные и исторические особенности народа и создают историческую эпоху.
Лебедев считал, что именно пассионарные группы или вожди играют ключевую роль в этногенезе, то есть в процессе образования новой этнической общности. Он отмечал, что этногенез не связан с генетическими особенностями народа, а результативен именно благодаря действию пассионарных личностей.
Константин Лебедев также различал два типа этногенеза: этногенез-мыльце (или этногенез "снизу", то есть среди народа) и этногенез-ввод-мыло (или этногенез "сверху", с участием элиты и пассионарных личностей). Первый тип, в его мнении, характеризуется зарождением "народа-духа", а второй тип предполагает создание "народа-государства".
Пассионидея, основанная на романтическом представлении о гении и таланте, играет важную роль в пассионарной теории этногенеза. Она предполагает, что пассионары переживают пассии, то есть страстное стремление к самоутверждению и изменению существующего порядка вещей. Пассии возникают у творческой личности под влиянием расовой биологии, культурных традиций и социального окружения.
Критика пассионарной теории энтогенеза связана, прежде всего, с противоположной точкой зрения - теорией натурализма. Ее представители утверждают, что этногенез возникает на основе взаимодействия генетических, экологических, демографических и иных факторов.
Однако, несмотря на критику, пассионарная теория энтогенеза Константина Лебедева оказала значительное влияние на развитие этнологии и на принятие ряда практических мер в области культурной политики. Она активно используется в российском исследовательском и учебном контексте для объяснения социального и культурного развития народов.
Каким бы ни было отношение к пассионарной теории энтогенеза, она не вызывает сомнений в актуальности проблематики этногенеза и его многогранности. Феномен национального самоопределения и возникновения новых наций, этнических общностей неутихающей интересен специалистам по этнологии и антропологии, а также общей общественности.