Александр Фёдорович Лосев (1897-1988) - выдающийся русский философ, литературовед, историк культуры, эстетик, преподаватель, лауреат Сталинских премий. Он разработал собственную концепцию мировоззрения, которая играла важную роль в русской интеллектуальной жизни XX века.
Концепция мировоззрения Лосева основывается на философском понимании истории и культуры и направлена на исследование проблемы синтеза рационального и иррационального начал в человеческом мире. Центральным понятием его концепции является понятие "символическая радость". Лосев считал, что именно символическая радость способна преодолеть противоречия между рациональным и иррациональным началами в культуре и обеспечить гармонию в человеческом существовании.
Лосев различает два вида символики - рациональную и иррациональную. Рациональная символика основывается на языке и логике и используется в науке и философии. Иррациональная символика не подчиняется логике и языку и выражается в мифах, обрядах, искусстве. Лосев считает, что иррациональная символика важна для человека, так как она позволяет образно выразить неуловимые чувства, эмоции и идеи.
Символическая радость, по Лосеву, возникает в момент погружения человека в символическую сферу, в момент, когда он переживает открытие истины, красоты, любви или иного ценного для него содержания. Эта радость выходит за границы рационального понимания, она возникает на уровне эмоций, интуиции и дарит ощущение гармонии и связи с миром. Символическая радость способна пробудить в человеке духовные потребности и осознание своего места в мире, она преодолевает разрушительные эффекты разума и способствует духовному развитию.
Основной идеей мировоззрения Лосева является противопоставление символической радости рационалистической цивилизации и технократической культуре. Он считал, что в постиндустриальный периоды развития общества становится важным восстановление иррациональных начал в культуре и уход от идеологии утилитаризма и технологического прогресса.
Концепция мировоззрения Лосева имеет глубокие корни в русской философии и культуре. Он утверждал, что русская культура имеет специфический символический характер, связанный с православием, мистическими традициями и восточными влияниями. Лосев видел в русской культуре идеалы духовного величия, гармонии и любви, которые способны подарить человеку символическую радость и преодолеть разрушительные эффекты разума и техники в современном мире.
Особое место в концепции Лосева занимает вопрос о кризисе и возможности преодоления кризиса символической радостью. Он считал, что кризис науки и культуры необходимо преодолевать не путем отрицания и отказа от рационалистических начал, а путем их преобразования и дополнения символическими началами. Только синтез рационального и иррационального позволит преодолеть кризис и обеспечить гармонию в обществе.
В своей концепции Лосев обращается к истории и философии, культуре и эстетике, религии и литературе, чтобы представить взгляд на мир, основанный на символической радости. Его работы имеют глубокий гуманизм, отражают уважение к традициям и самобытности культур, а также стремление к построению гармоничного человеческого общества и достижению святости в человеческой жизни.