Конституционный статус государственной власти определяется основными законами государства, устанавливающими систему органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимодействие между собой.
Суверенитет государства – это его высшая политическая власть, которая означает независимость и самостоятельность государства от других государств. Суверенное государство имеет право вести свою внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства других государств. Кроме того, в экономической сфере суверенное государство имеет право регулировать свою торговлю, валюту и иные секторы своей экономики без ограничений со стороны других государств.
Существует несколько видов суверенитета. Помимо политического суверенитета, о котором уже было сказано, можно выделить юридический суверенитет, экономический суверенитет и культурный суверенитет. Юридический суверенитет означает, что государство имеет право создавать свои законы и подзаконные акты, а также осуществлять их применение и исполнение на своей территории. Экономический суверенитет предполагает возможность регулирования экономических процессов и ресурсов внутри государства. Культурный суверенитет заключается в праве государства регулировать и поддерживать свою культуру, язык, образование и другие культурные аспекты.
Республиканская форма правления – это одна из основных форм правления, при которой всеобщая власть принадлежит народу, который осуществляет ее через представительные органы правления или непосредственно. Российская Федерация относится к полупрезидентской республиканской форме правления, где президент является главой государства и руководителем исполнительной власти, а государственную власть осуществляют президент, правительство и федеральное собрание (парламент), которые избираются гражданами РФ на основе всеобщего и равного избирательного права.
Система "сдержек и противовесов" предполагает разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью балансирования и контроля этих ветвей государственной власти друг на друга. В России данная система реализуется через разделение властей между президентом, парламентом и судебной системой. Например, президент является главой исполнительной власти, однако его действия могут быть контролируемыми парламентом и судом. Парламент принимает законы и назначает правительство, но его действия могут быть ограничены президентом или судом. Судебная система осуществляет независимое судебное преследование и рассмотрение дел, что обеспечивает контроль за деятельностью других ветвей власти.
Местное самоуправление в РФ не является уровнем государственной власти, это – уровень публичной власти. В соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления, избираемыми гражданами, и представляет собой форму участия граждан в управлении делами на территории определенного муниципального образования. Местное самоуправление имеет свою компетенцию, включающую вопросы местного значения, принятие решений и контроль за их исполнением, разработку и утверждение местных законов и регламентов. Однако местные органы самоуправления подчиняются законодательству и нормам государственной власти, которые не могут быть нарушены или противоречить Конституции РФ.