В главе "Внимание и память" А.Н. Леонтьев рассматривает эти два психологические процесса в контексте общей психологии.
Автор начинает главу с того, что внимание и память являются двумя основными психическими процессами, которые неразрывно связаны друг с другом. Внимание – это психический процесс, который позволяет ориентироваться на определенные объекты или явления внешнего мира и внутреннего состояния организма. Память, в свою очередь, представляет собой психический процесс, который обеспечивает сохранение, хранение и воспроизведение информации.
Далее автор рассматривает теории внимания, которые были разработаны в разные периоды развития психологии. Он отмечает, что первые теории внимания возникли в конце XIX века и начале XX века, и одной из наиболее известных из них была теория В. Вундта. Согласно этой теории, внимание является результатом активной деятельности сознания, которая направлена на отбор и организацию воспринимаемой информации.
Однако, по мнению Леонтьева, эта теория была слишком идеализированной и не учитывала роль более простых, автоматических процессов, которые также влияют на внимание. В связи с этим автор предлагает альтернативную, более сложную теорию внимания, которая учитывает также роль этих автоматических процессов.
По мнению Леонтьева, внимание – это проявление высшей нервной деятельности человека, которая включает в себя как целенаправленное активное отслеживание некоторой информации, так и более автоматические процессы, которые обрабатывают информацию без участия сознания. Он отмечает, что эти автоматические процессы особенно важны в условиях перегрузки информацией, когда сознание не в состоянии одновременно обрабатывать все поступающую информацию.
Внимание может быть связано с внешними явлениями, такими как предметы или звуки, а также с внутренними процессами, такими как мысли или чувства. Внимание также может быть направлено на конкретный объект или явление, или оно может быть разделено между разными объектами или явлениями. Автор отмечает, что это направление и разделение внимания определяются в основном психическими потребностями и задачами, которые стоят перед человеком.
Память, в отличие от внимания, является процессом, который связан с сохранением и воспроизведением информации. Память включает в себя несколько этапов: восприятие и запоминание информации, ее сохранение и хранение, и воспроизведение информации при необходимости.
Автор выделяет несколько видов памяти, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из видов памяти является кратковременная память, которая позволяет временно хранить небольшое количество информации (от нескольких секунд до нескольких минут) и обрабатывать ее. Кратковременная память играет важную роль в выполнении задач, требующих мгновенной обработки информации.
Другим видом памяти является долговременная память, которая предназначена для длительного хранения информации. Долговременная память может быть как явной (сознательной), так и неявной (бессознательной). Явная память позволяет воспроизводить осознанную информацию и события, в то время как неявная память отвечает за хранение неосознаваемых знаний и навыков.
Автор отмечает, что память является процессом активной конструкции и восстановления информации. При воспроизведении информации память может подвергаться искажениям и ошибкам, которые связаны с общими особенностями функционирования психических процессов, такими как селективность восприятия и эффекты влияния.
Кроме того, А.Н. Леонтьев обсуждает роль внимания и памяти в учебном процессе. Он отмечает, что внимание и память играют важную роль в организации учебной деятельности и усвоении новых знаний. Внимание позволяет сосредоточиться на учебных материалах и выделить главное, а память позволяет сохранить и воспроизвести усвоенную информацию.
Наконец, автор подчеркивает, что внимание и память являются основными психическими функциями, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внимание позволяет ориентироваться на информацию, а память – сохранять и воспроизводить ее. Однако, успешное функционирование внимания и памяти зависит от ряда факторов, таких как здоровье, образование и контекст, в котором осуществляется деятельность.
В заключение, глава "Внимание и память" в работе А.Н. Леонтьева "Лекции по общей психологии" рассматривает внимание и память как два взаимосвязанных психических процесса. Внимание позволяет ориентироваться на определенные объекты или явления внешнего и внутреннего мира, а память – сохранять и воспроизводить информацию. Внимание и память играют важную роль в различных сферах деятельности человека, включая учебу, и успешное функционирование этих процессов зависит от ряда факторов.