Гендерная идентичность – это совокупность внутренних ощущений, чувств и связанных с ними социальных ролей и выражений, которые определяются внутренним ощущением принадлежности к определенному полу – мужскому или женскому. Гендерная идентичность является неотъемлемой частью личности каждого человека и может отличаться от анатомического пола, присвоенного при рождении.
В когнитивных аспектах гендерной идентичности выделяются познавательные процессы, включающие мышление, понимание и восприятие своей гендерной принадлежности. Познавательные процессы могут быть сформированы под влиянием общественных норм и ожиданий, которые связываются с определенным полом. Например, у детей присутствует внутренняя представленность о том, каким должны быть мальчики и девочки. Они могут формировать предпочитаемые игры, игрушки, коммуникационные и ролевые модели в соответствии с этими ожиданиями. Однако, если их внутреннее представление о своей гендерной идентичности не соответствует общественным нормам, возникает диссонанс и соответствующее ощущение непринадлежности.
Презентационные аспекты гендерной идентичности связаны с выражением своей гендерной идентичности в поведении, стиле одежды, прическе, голосе и т.д. Человек может выбирать различные внешние атрибуты и проявления положенные его принадлежности к определенному полу, чтобы соответствовать своему внутреннему ощущению гендерной идентичности. Например, женщина, которая ощущает себя как мужчина, может выбрать для себя мужскую прическу и одежду, чтобы выразить свою гендерную идентичность. Возможность выражать свою гендерную идентичность может быть ограничена социальными нормами и стереотипами, которые ограничивают разнообразие и свободу самовыражения.
Наряду с когнитивными и презентационными составляющими, гендерная идентичность также включает эмоциональные аспекты. Ощущение принадлежности к определенному полу может вызывать эмоциональные реакции, такие как радость, удовлетворение, стыд или дискомфорт в связи с противоречием между своей гендерной идентичностью и общепринятыми нормами и ожиданиями.
Для лучшего понимания гендерной идентичности приведем примеры. Представим ситуацию, когда рождается мальчик. Он будет присвоен мужскому анатомическому полу и ему будут предоставлены игрушки, одежда и общественная поддержка в соответствии с мужским ролью. Однако, по мере роста этот мальчик может начать ощущать себя как девочка и желать жить в соответствии с этой гендерной идентичностью. В этом случае когнитивная составляющая гендерной идентичности проявляется в его мышлении и понимании себя, как принадлежащего к женскому полу. Презентационные аспекты гендерной идентичности проявятся в его выборе одежды, прически и поведении, которые будут соответствовать его желаемому полу – женскому. Эмоциональные аспекты гендерной идентичности у него могут выражаться в радости и комфорте, когда он может жить в соответствии со своей гендерной идентичностью.
Таким образом, когнитивные аспекты гендерной идентичности связаны с мышлением и пониманием своей гендерной принадлежности, презентационные аспекты – с выражением этой гендерной идентичности в поведении и внешности, а эмоциональные аспекты – с эмоциональными реакциями, которые возникают в связи с ощущением принадлежности или непринадлежности к определенному полу.